«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

По любви к нам Господь сошел на землю, жил между нами, положил за нас душу Свою на Кресте. По любви к нам и вознесся от нас на небо. Вот что говорил Он ученикам Своим: «Уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли оке иду, послю Его к вам» (Ин. 16; 7). Каждому из вас, как бы так говорил Он, надобно будет идти в мир с проповедью о Мне: на то вы и Апостолы, но не думайте, будто найдете в мире радость. «В мире скорбни будете, восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется: вы же печальни будете» (Ин. 16; 20). Тебя, Петр, поведут, «амаже не хощеши» (Ин. 21; 18), заключат в темницу, и в Риме для креста твоего готово уж дерево. Ты, Иаков, первый пострадаешь от меча в Иерусалиме. Тебя, Иоанн, далеко, далеко сошлют в заточение на остров Патмос. Тебя, Андрей, ждет крест в Ахаии; да и тебе, Филипп, умереть на кресте в Иераполе; с тебя, Варфоломей, сдерут кожу в Армении; тебя, Фома, избодут копьями в Индии; а тебе, Матфей, готовит муки Эфиопия. Да, каждому из вас предносится уже чаша страданий. А кому приятна скорбь? и как вам тут обойтись без утешения? — Да, и после вас будут люди, которые, подобно вам, за имя Мое потерпят разные мучения, или сами станут распинать плоть свою со страстями и похотями — кто в пустыне, кто в затворе... Тем тяжело, и этим не легко... И вообще, «вси хотящий благочестно жити, гоними будут» (2 Тим. 3; 12), а тяжело быть гонимым! Пойду же Я к Отцу Моему и.пошлю вам Утешителя; а если не пойду, Утешитель не придет. Значит, «уне есть, да Аз иду». — Гряди, Господи, невольно говорит отовсюду поражаемое горем наше сердце, гряди и пошли нам Утешителя!

Господь вознесся от нас на небо затем, чтобы с высоты неба смотреть на нас, как отцу на детей, чтобы видеть оттуда всякого и всякому в беде подать помощь. Святого первомученика Стефана иудеи побивают камнями, тяжело Стефану терпеть, но Господь смотрит на него с высоты неба, подкрепляет его, и святой страдалец среди страданий радостно взывает: «Се вижу небеса отверста, и Сына Человечески одесную стояща Бога» (Деян.7; 56).

Господь вознесся от нас на небо затем, чтоб, подобно солнцу, с небесной высоты освещать и согревать всех нас Своею благодатью. Солнце светит с неба и добрым, и злым, так и Господь вознесся от нас на небо, чтобы призирать оттуда Своею благодатью на праведных и грешных: первых любить, а последних вести ко спасению. Солнце своими лучами согревает землю, и она становится плодоносной; так и Господь с высоты неба согревает Своею благодатью холодные наши сердца, и они, становясь плодоносной нивой, дают духовные плоды!

Господь вознесся от нас на небо затем, чтобы отворить нам двери в Царство Небесное. До Христа никто из праведных не мог взойти на небо: «Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе. Сын Человеческий, сый на небеси» (Ин. 3; 13).

Господь вознесся от нас на небо затем, чтобы там ходатайствовать за нас пред Богом Отцом. «Аще кто согрешит, Ходатая имамы к Отцу, Иисуса Христа праведника. И Той очищение есть о гресех наших» (1 Ин. 2; 1,2). О, какая радость для грешника! На небе милосердый у нас Заступник, сильный Ходатай пред Богом Отцом!.. Чего-чего не сделают для нас язвы Его, которыми покрыт Он за наши грехи! О, дай только нам, Господи, покаяние, а надежда наша светлая как солнце ярко блестит на небе.

Господь вознесся от нас на небо затем, чтобы приготовить там место, где мы жили бы целую вечность и блаженствовали: «Иду уготовати место вам, и аще уготовлю место вам, паки приду и пойму вы к Себе, да идеже есмь Аз, и вы будете» (Ин. 14; 2, 3). Добрая, радостная весть!

Господь вознесся от нас на небо, чтобы там всех, любящих Бога, упокоить с Ангелами. А нам-то, грешным, где уготовал Господь место? Будет ли и нам на небе хоть какой-нибудь уголок? Увы! Вот в Писании сказано: «Не имать в него внити всяко скверно, и творяй мерзость и лжу, но токмо написанная в книгах Агнца» (Апок. 25; 15). Итак, горе тебе, грешник, горе тебе! Плачь, но не с отчаянием плачь, вот и на нас с тобой милосердый Господь смотрит с высоты неба, и говорит: «Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф. 9; 13); покайтесь только, и вы сподобитесь равной чести со святыми. Где место Петру, трижды от Меня отрекшемуся и горько о том плакавшему, где место жене грешнице, плакавшей у ног Моих, где распутному сыну, где разбойнику место, — там и ваше может быть место, только плачьте о грехах своих, как Петр, припадайте ко Мне с раскаянием, как грешница, обращайтесь ко Мне, как сын распутный, смиряйтесь, как мытарь, сраспинайтесь Мне, как благоразумный разбойник, и вы спасетесь: на небе есть у Меня место и для вас, не тесно там: «в дому Отца Моего обители многи суть» (Ин. 14; 2). Я весь ваш: будьте только и вы Мои!"

Так вот зачем Господь вознесся от нас на небо! Все для нашего же счастья и блаженства. Значит, в этот день не мрачная скорбь, а светлая радость должна занимать наше сердце!

(Из духовного журнала "Странник", 1860)

54. Не обижай

Бывает, что какой-либо грубый человек обиду делает рабу перед господином его; так и грешник, когда какую-нибудь обиду делает христианину, делает ее пред Господом Богом, яко Вездесущим и Всевидящим. Как добро, творимое христианам, Себе вменяет Господь, по реченному: «...понеже сотвористе единому сих братии Моих менших, Мне сотвористе» (Мф. 25; 40), так и обиду, творимую христианам, Себе вменяет Господь. Посему, кто человеку обиду творит, тот и Господу творит, кто человеку досаждает, тот и Господу досаждает. Коль тяжко грешат таковые, видишь, христианине! Досадно тебе и весьма досадно, когда кто твоего работника перед тобою обижает; ты же дерзаешь христианина, раба Христова, перед Господом его обижать! Или то думаешь, что Господь всех не видит тебя, как и ты не видишь Его? — Нет! нет! Никто и ничто от Всевидящего ока Его не утаится. На пути ли или в пустыни, в доме или наедине, или на публике, тайно или явно делаешь зло, или во внутренности сердца твоего замышляешь неправду, — Он везде присутствует и все, что и где делаешь и замышляешь, видит и в книге Своей записывает, и в последний день во всем том перед всем миром обличит тебя по реченному: «...обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя» (Пс. 49; 21). Укоряешь ли, злословишь, ругаешь и поносишь ближнего твоего? Тут Он присутствует и слышит злое слово твое, и видит обиду его. Клевещешь ли на брата твоего? Тут Он есть и слышит клевету твою. Бьешь ли или убиваешь ближнего твоего? Недалеко Он от тебя и видит злое дело твое. Похищаешь ли и крадешь чужое добро? Перед Святыми очами Его крадешь. Лжешь ли и обманываешь ближнего твоего? Видят очи Его ложь твою. Словом, все, что не делаешь ближнему твоему, все перед Господом всех делаешь. А от сего видишь сам, какое досаждение величеству Его делаешь и коль тяжко грешишь. О, лучше, воистинну лучше неоднократно умереть, нежели Христу Господу досадить, Христу, Который так нас возлюбил, непотребных рабов, что и умереть за нас не отрекся. О, человече, который каким-нибудь образом ближнего твоего обижаешь! Осмотрись, пожалуй осмотрись, что ты и.кому, и перед кем делаешь; осмотрись, пока время не ушло! Называешься ты христианином, знаменуешься Крестом, ходишь в церковь, поклоняешься и молишься Богу, поешь "Аллилуиа", и — что более всего того, приступаешь ко алтарю и причащаешься Животворящих Таин Христовых, слушаешь и Слово Божие, и проч. Знаки-то суть подлинно христианства, но когда обиды делать ближнему и грешить не престаешь, — берегись, чтобы вместо христианина врагом Христовым не быть. Испытай же себя и рассуждай, как ты с ближним своим обходишься, и покайся, и исправь себя, пока время есть покаяния.

(Из книги "Сокровище духовное " святителя Тихона Задонского)

Лучше сам потерпи

Не плачь, не сокрушайся, не скорби много, когда тебя люди обижают, притесняют, отнимают у тебя счастье, лишают тебя спокойствия. Бога они у тебя ведь не отнимут и вечного спасения тебя не лишат? Напротив, за то, что люди отнимают у тебя счастье в этой жизни, Господь вознаградит тебя блаженством по смерти: и за временное твое здесь беспокойство, которое от других терпишь, воздаст тебе спокойствием там вечным.