«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Смотрите, как множеством грехов наших и зной и стужа, немилосердно согласившись вредить нам, лишают людей пропитания и жизни. Какая причина сего беспорядка и замешательства? Ясны и очевидны сего причины. Сами берем, а другим не даем; хвалим благотворительность, и отказываем в ней нуждающимся; будучи голодны, насыщаемся, а того, кто скуден, проходим мимо; имея у себя нескудного подателя — Бога, стали мы скупы к бедным. За это-то угрожает нам праведный суд! За это-то и Бог не отвергает руки Своей — потому что мы заградили братолюбие! За это-то и нивы сухи, потому что охладела любовь! Голос молящихся раздается напрасно и рассеивается в воздухе, потому что и мы не слушали умоляющих!

Да и какая у нас молитва? Какое прошение? Вы, мужи, за исключением немногих, проводите время в куплях; а вы, жены, прислуживаете им в трудах для мамоны. Немногие уже остаются здесь со мной и на молитве, и у тех отяжелела голова; они зевают, непрестанно оборачиваются и наблюдают, скоро ли псалмопевец окончит стихословие, и скоро ли они освободятся из церкви, как из училища, и от молитвы, как из неволи. А сколько народа беспечно, свободно и весело ходит по городу, тогда как эти-то люди и носят в душах своих причину зол... Выступи на середину ты, оскверненный грехами, припадай, плачь и стони! Таково должно быть покаяние одержимых грехами! А мы грешим со всем усилием, а за покаяние принимаемся нерадиво и лениво. Кто у нас, молясь, проливает слезы, чтобы благовременно получить дождь и орошение? Кто, чтобы загладить грехи, в подражание блаженному Давиду, омочил ложе слезами? Кто омыл ноги странным и отер путешественную пыль, чтобы умилостивить Бога, испросить окончания засухи? Кто напитал лишившееся отца детище, чтобы и Бог напитал теперь для нас плоды, подобно сироте побитые неблагорастворением ветров? Кто призрел вдову, стесненную трудностью пропитания, чтобы теперь в награду себе получить необходимую пищу?

Раздери неправедное писание, чтоб через это разрешен был твой грех: у тебя медь и золото все нерождающее родит вопреки природе, зато теперь земля, по природе способная к рождению, в наказание живущих на ней осуждена на бесплодие. Вскоре желтее золота сделаются те, которые копят его, если не будет у них хлеба. Представь, что хлеба не стало в житницах: какая тогда польза в мешках с деньгами?.. За тебя осудил Бог и всех на это бедствие, потому что ты, имея, не подавал, потому что ты проходил мимо алчущих, потому что ты не обращал внимания на плачущих, потому что ты не оказывал милости тем, кто кланялся тебе. И за злодеяния одного иногда приходит бедствие на многих. Поэтому и наедине, и всенародно все мы скажем словами мужественного Иова: «рука Господня коснувшаяся ми есть» (Иов. 19; 21); и несчастье свое припишем своим грехам!

Каждый сам так рассуждай: "Бог небессилен даровать пищу. Возможно ли это? Он Господь неба и всего мира; Он — мудрый Правитель вселенной. Он всемогущ. А если всемогущ, то ужели оскудела у Него благость?" Рассуждая так, найдешь, что благость Божия и доныне не оскудевает. Иначе, скажи мне: что препятствовало бы не только быть этой засухе, но и в одно мгновение сгореть всей вселенной? Что воспрепятствовало бы дождить огню с неба, по примеру бывших уже наказаний грешникам? Войти в себя, человек, и соберись с мыслями! Не поступай, как несмысленные дети, которые, быв наказаны учителем, рвут его книги или царапают ногтями лицо матери! Кормчего испытывает буря, военачальника — битва, христианина — искушение. И скорби изобличают душу, как огонь золото. Беден ли ты? Не унывай, а имей надежду на Бога. Не может быть, чтобы Он не видел твоего стеснительного положения.

В его руках есть для тебя пища, но медлит дать тебе, чтобы испытать твое расположение: не походит ли оно на расположение людей неблагодарных, которые, пока пища у них в устах, ласкательствуют, а если трапеза отложена ненадолго, то мечут хулами в тех, которым недавно кланялись наравне с Богом. — Пересмотри Ветхий и Новый Завет: в том и другом найдешь, что многие различным образом были питаемы. Илии служил жилищем Кармил, гора необитаемая; но он не умер с голода: напротив, самые хищные птицы приносили ему пищу, и служителями при столе праведника стали те, которые обычно сами похищают чужую пищу. И Вавилонский ров вмещал в себе юношу Даниила, но львы, вопреки своей природе соблюдали пост, а питатель сего юноши Аввакум летел по воздуху, потому что Ангел нес человека вместе с яствами, чтобы праведник не потерпел от голода. А этот народ в пустыне, которым управлял Моисей! Чем он питался в продолжение сорока лет? Без возделывания земли имел он пищу и камень давал источники воды... Покажи и ты несколько терпения в несчастии, как мужественный Иов, не поддавайся волнению и не бросай в море, если везешь с собой какой-либо груз добродетели. Помни Апостольское изречение: «о всем благодарите» (1 Сол. 5; 18).

Беден ты? Но без сомнения есть другой беднее тебя. У тебя хлеба на десять дней, а у него на один. Как человек добрый, уступи свой излишек неимущему. Если у тебя остается один хлеб, но стоит у дверей просящий, то принеси из кладовой и этот хлеб и, положив на руки, воздень к небу, скажи такое жалобное и вместе благопризнательное слово: "Один у меня хлеб, который видишь Ты, Господи; но заповедь Твою предпочитаю себе и из малого даю алчущему брату. Подай и Ты бедствующему рабу! Знаю Твою благость, возлагаю упование на Твое могущество: Ты не отлагаешь до времени Своих милостей, но расточаешь дары, когда Тебе угодно!" Если так скажешь и сделаешь, то хлеб, поданный тобой, будет семенем и принесет сторичный плод. Скажи и ты словами Сидонской вдовицы: "Жив Господь! Этот один хлеб имею у себя в доме на пропитание себе и детям". Если и ты дашь из остатка, то и у тебя будет чванец елея, источающий благодать, и неоскудевающий водонос муки, потому что милость Божия к верным уподобляется кладезям, из которых всегда черпают, и которых никогда не исчерпают. Скудный дай заем богатому Богу. Поверь Тому, Кто вместо утесненного Сам всегда берет на собственное Свое лицо и из Своего воздает благодарность. Поручитель достоверен; у Него везде рассыпаны сокровища, и на земле и на море. И если во время плавания потребуешь свой долг, то среди моря получишь все сполна и с прибылью, потому что Он щедр на прибавки.

Каких же достоин наказаний, кто проходит мимо человека, изможденного голодом? Что еще можно прибавить к такой жестокости? Не стоит ли он того, чтобы причислить его к лютым зверям, признать злодеем и человекоубийцей? Кто имеет возможность помочь, но добровольно и по любостяжательности откладывает это, того по справедливости можно осудить наравне с убийцами. Смотри, и Сам Бог наш нередко другие страдания оставлял без уврачевания, но сострадательно милосердствовал об алчущих, ибо говорил: «милосердую о народе сем» (Мф. 15; 32). Посему и на последнем суде, где Господь призывает к Себе праведных, первое место занимает щедрый. Питатель других призывается прежде всех, а скупой прежде других грешников предается огню (Мф 25; 34-12) — Много имеешь примеров братолюбия и в Ветхом, и в Новом Завете. Если видишь алчущего старца, призови и напитай, как Иосиф Иакова. Если находишь врага в крайности, то не мсти ему, но напитай его, как Иосиф продавших его братьев. Если встретишь человека юного, подавленного трудами, прослезись, как Иосиф над Вениамином, сыном старости. Может быть и тебя искушает любостяжательность, как Иосифа госпожа, и тебя влечет за одежду, чтобы пренебрег ты заповедью и возлюбил более эту златолюбицу и миролюбицу, нежели Господне повеление? Свергни с себя одежды, удались с гневом, блюди верность к Господу, снабжай скудость хотя на один год, как Иосиф снабжал семь лет.

Не всем жертвуй сластолюбию: дай нечто и душе. Иначе, вместо долгой вечной блаженной жизни, ты сам себе заслужишь неугасимый огонь, геенну, казни и горькие веки мучений. Не думай, что пугаю тебя ложными страшилищами, подобно какой-нибудь матери или кормилице, как они имеют обычай поступать с малолетними детьми, и вымышленными рассказами заставляют умолкнуть, когда те неутешно и долго плачут. Это не басня, а учение, проповеданное нёложным гласом. Знай, что по Евангельскому проречению «иота едина или едина черта не прейдет» (Мф. 5; 18). Каждому же по достоинству воздано будет Праведным Судьей. Ему подобает слава, держава и поклонение во веки веков. Аминь.

(Святого отца нашего Василия Великого)

606. Самая легкая заповедь

Жалуются люди грешные, что труден путь ко спасению, что не по силам для них заповеди Господни... Но вот милосердный Господь наш Иисус Христос дает самую легкую заповедь: «блажени, глаголет Он, милостивии», и тут же за исполнение этой заповеди обещает блаженство: «яко тии помилованы будут» (Мф. 5; 7), — будут помилованы на Страшном Суде Его, когда Он, праведный и милостивый Судья живых и мертвых, будет судить всех людей только по этой одной заповеди — о милосердии. И в самом деле: что может быть легче дел милосердия? Есть добродетели особенные и дела великие, для которых нужны особенные дарования и силы благодатные, нужны особенные случаи. Есть особенно трудные служения в Церкви Божией, к которым не всякий способен и призван. Но нет человека, который не мог бы быть милостивым к ближним своим, если только сам не ожесточил сердца своего; нет времени, когда не было бы множества случаев к милосердию; а следовательно, нет человека, который не мог бы получить Царства Небесного, обещанного всем милостивым.

Каких же дел милосердия требует от нас Господь наш? Слушайте: взалкахся, глаголет Он, «и дасте Ми ясти; возжадахся и напоисте Мя; странен бех и введосте Мене; наг и одеясте Мя; болен и посетисте Мене; в темнице бех и приидосте ко Мне» (Мф. 25; 35, 36). И как сильно убеждает Он к исполнению перечисленных дел милосердия! Он, Создатель и Спаситель наш, все благодеяния, какие окажем мы ближним нашим, благоволит принимать так, как бы мы Ему лично благодетельствовали: «понеже, говорит Он, сотвористе единому сих братии Моих меньших, Мне сотвористе!» Чье сердце будет так жестоко и окамененно, чтобы, памятуя эти слова Спасителя, могло отказать в милости собрату своему нуждающемуся, когда в лице сего брата благоволит принимать наш малый дар Сам Господь наш? Тот, Кто дает и дал тебе плоть Свою ясти, просит у тебя куска хлеба: ужели ты в лице бедного не напитаешь Его алчущего? Тот, Кто испил за тебя чашу страданий и смерти, испил до дна, Кто дает тебе кровь Свою пити, просит у тебя чаши студеной воды: ужели ты в лице нищего не напоишь Его жаждущего? Тот, Кто крестом купил и даровал тебе в наследие небо, не имеет где главы подклонити: ужели ты в лице странных не введешь Его в дом свой и не отворишь дверей Тому, Кто отверз тебе райские двери? Тот, Кто одел тебя в светлую боготканную одежду правды и веселия, терпит холод, едва прикрываясь рубищем: ужели ты в лице беспомощных не оденешь Его нагого? Тот, Кто исцелил тебя от смертельных ран греховных, очистил струпа беззаконий твоих, лежит и страждет на одре болезни: ужели ты в лице больных не послужишь Ему в болезни? Тот, Кто избавил тебя от уз адовых и даровал тебе вечную свободу чад Божиих, сидит в темнице, обложенный оковами: ужели ты в лице узников не посетишь Его и не послужишь Ему? Ужели ты постыдишься мрачного жилища узников ради Того, Кто не постыдился сойти в ад для искупления грешников?

Но может быть, ты скажешь: все такие дела милосердия доступны только богатым, здоровым и свободным от дел житейских, а я сам беден, нищ, наг, болен и даже лишен свободы: как же я могу творить дела милосердия, за которые обещано блаженство? Не смущайся такими мыслями, возлюбленный! Бог не требует невозможного; не можешь сделать многого — делай немного; не можешь благотворить телу ближнего — благотвори его душе. Душа человека, как и тело его, имеет свои нужды, и нужды ее настолько важнее телесных, насколько душа сама важнее тела.