«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Знают ли они, эти "добрые" люди, что они иногда бывают, сами того не подозревая, лиходеями для своих гостей?

Вот что говорит о них святитель Христов Тихон Задонский: "У многих есть худой обычай так потчевать гостей своих, что когда они пойдут домой, то не узнают той дороги, по которой в гости пришли. К такому угощению как усиленная просьба, так и низкие поклоны в обычай вошли. А злая, плотоугодная человеческая хитрость выдумала и вид добрый, которым прикрывается зло, как яд подслащается медом: выпьем-де за здоровье того-то! Как будто тому, за кого пьют, от этого прибавится здоровья! И этот душевредный обычай многие не только не считают грехом, но и почитают за должное, за признак уважения, особого радушия, так что и угощение не будет угощением, если гостя допьяна не напоишь. О, какое ослепление, какое безумие, какой обман душегубца — диавола! Послушайте, братие, какой вред бывает и самим радушным хозяевам от такого угощения, и тем, кого они так безчеловечно угощают. Во-первых, пьяный человек решается на всякое зло, на всякий соблазн. Участником всех этих беззаконий, на которые дерзнет пьяный, бывает и тот учтивец, который так его угостил. Будь этот человек в трезвом виде, он не произвел бы такого соблазна. У трезвого человека светится хотя малая искра разума, а у пьяного она совсем гаснет. Хотя трезвого и влечет похоть к беззаконию, но совесть все же вооружается против греха и отводит человека от падения; а пьяного похоть легко побеждает, и совесть его становится бессильной. Во-вторых, от этих-то учтивых, но и ядовитых угощений человек доходит и до страсти пьянственной, которая так им овладевает, что он уже и освободиться от нее не в силах, и часто бывает, что в таком погибельном бесчувствии он и жизнь свою кончает, умирая без надежды вечного спасения. А тот "добрый" человек, или, лучше сказать, тот злодей, который напоил его допьяна, становится виновником его погибели, — ведь тот, кто открывает дорогу к погибели, тот и виновен в погибели человека. В-третьих, этот учтивец, старающийся напоить своих гостей допьяна, сокращает их жизнь. От пьянства, к которому он располагает гостей, происходят разные болезни, а от болезней и смерть преждевременная. В-четвертых, человек, развращенный этими усердными угощениями, становится несносным для своих домашних, для отца и матери, для жены, детей и друзей, становится ни к чему не годным и для своего отечества. Вот, братие, к чему ведет это неразумное угощение водкой своих гостей! Вот сколько бед и зол происходит от этих радушных угощений!" Так заключает свое слово об угощениях святитель Божий Тихон Задонский.

А у нас эти угощения стали будто каким непреложным законом. Люди откажут себе в куске хлеба, будут сидеть без топлива, ходить оборванными, но к праздникам достанут денег, достанут и пропьют их... Крестьянин трясется над каждой копейкой, а на эту погибельную водку ничего не жалеет. Бывали случаи, когда мужичок отвозит на базар последний мешок хлеба, чтобы купить водки к празднику и угостить своих приятелей на славу: как можно-де отстать от других? Как будто позор какой в том, если у него не будет водки в праздник! И длятся эти праздники по три, по четыре дня, а на другой день уже плачут ребятки: "Хлебушка нет!" Не безумие ли эти праздничные угощения? Не тяжкий ли грех пред Богом это повальное пьянство, которое происходит от этих угощений? Пьют взрослые, пьют подростки, угощают даже девиц и малых детей — как Бога не боятся эти соблазнители малых сих? Хотя бы убоялись грозного Слова Христова: горе тому, кто соблазнит единого от малых сих! Лучше бы ему потонуть в пучине морской, чем соблазнить юного и малютку на такой тяжкий грех! Вот где корень пьянства, вот почему это зло широкой волной разливается по лицу родной земли! Не будь этих угощений, этих упрашиваний выпить, не было бы и половины тех несчастных пьяниц, которые теперь встречаются на каждом шагу!

Братие, пожалейте себя, пожалейте ближних своих, не приставайте к ним с водкой, по крайней мере, не принуждайте пить того, кто отказывается. Скажешь ли ты спасибо тому, кто предложит тебе напиток, от которого сойдешь с ума? А водка сводит с ума и навеки губит того, кто подружится с ней. Итак, не упивайтесь вином, не угощайте им и других, не обманывайте себя, сказано: «пияницы Царствия Божия не наследят». Аминь.

697. Всемирная слава святителя Николая

Отче Николае, аще и Мирская страна молчит, но мир весь, иже тобою просвещенный, мира же благоухании и чудес множеестьва, взывает благохвальными песньми... (Стихира на литии 6 декабря)

Поистине, весь мир и славит, и ублажает святителя Христова Николая, великого и преславного чудотворца! И в православной Греции, и во всех других странах православных его память чтится с особенным благоговением. У нас на Руси — какому из угодников Божиих столько храмов посвящено? В одной Москве до 150-ти престолов, посвященных сему дивному чудотворцу, а сколько его икон чудотворных, сколько обителей имеют счастье называть его своим покровителем, сколько городов и селений освящено его присноблаженным именем! Где, в каком доме православном нет его иконы святой? У кого не найдется родного и близкого человека, носящего святое имя Николая? Вот сегодня мы приносим Господу особое моление о нашем Царе, приносим особое моление сегодня потому, что этот Царь наш носит православное имя святителя Христова Николая... О, воистинну велик он и славен сей дивный старец Божий. Знают его не только народы православные, но и чужие, неправославные, знают полудикие инородцы сибирских стран, знают и поклонники Магомета и называют его "Русским богом", и призывают его имя в бедах и напастях своих! Да, братие, призывают, и он — милостивец — не отказывает и этим несчастным людям, блуждающим во тьме неведения и всяческих суеверий, помогает и им в нуждах их, как о том сами они свидетельствуют обитающим среди них православным русским людям... И никому-то он, батюшка, не отказывает: всех милует, ко всем готов всегда на помощь благодатную придти. И если бы кто спросил: почему так чтут его во всех странах мира? — довольно было бы сказать, — потому что он милостивец великий, потому что никто у него не забыт — любит он православных, милует и неправославных, всем помогает, всем благодетельствует. Вот в чем тайна его славы всемирной! Кто поведает все его дивные благодеяния? Кто опишет все его чудеса? Нет сомнения, что ныне, в день его священной памяти, все православные народы на земле, во всяком граде и стране, отправляют в честь его всемирный праздник, воспевая ему хвалебные песнопения. Да и на небе все блаженные духи торжествуют с ним, прославляя его добродетели.

К сему гласу празднующих что может прибавить наше слабое слово в похвалу святителя Божия Николая? Не слова, а дела ждет он от нас, братие мои. Не из похвал словесных, а из дел подражания его добродетелям можем мы соплести ему похвальный венец! О, если бы мы сердцем усвоили хотя одну из его достоподражаемых добродетелей! Какое это было бы приятное ему от нас приношение! С какою отеческой любовью благословил бы он нас с высоты небесной! Как усердно помолился бы за нас у Престола Божия своей всесильной молитвой! Братие мои, милосердие — вот та святая, достолюбезная добродетель, которая соделала имя святителя Николая достославным и превожделенным во всех концах земли. Милосердие, сострадательная любовь к бедным и несчастным — вот что может духовно сроднить нас с угодником Божиим, великим милостивцем! Дивную силу имеет эта боголюбезная добродетель. Прежде всего, она смягчает наше сердце, постепенно согревая его благодатной теплотой. Чем больше будешь понуждать себя делать добро ближнему — не ради тщеславия, не ради корысти или других земных благ, это уж было бы вовсе нехристианское милосердие, — нет, но чем больше будешь делать добра во имя заповеди Христовой, тем больше сердце твое будет любить это добро, тем больше душа твоя будет просить этого добра, как алчущий ищет пищи, тем больше будешь ты ощущать в сердце твоем сладость добродетелей, хотя бы ты, по смирению христианскому, и не желал, и не искал этой сладости сердечной. Ты и сам не заметишь, как то, к чему сначала ты принуждал себя во имя заповеди Христовой, мало-помалу станет для тебя постоянной потребностью души, войдет в плоть и кровь, и ты будешь удивляться: как это раньше мог ты равнодушно проходить мимо бедноты и убожества людского? как мог спокойно смотреть на страдания человеческие? Вместе с тем будет оживляться и укрепляться вера твоя. Ты думаешь теперь, например, что ты веруешь в Промысл Божий, — но так ли? Веруешь ли? Вот Христос Спаситель говорит: «не пецытеся..., что ясте, или что пиете:... во что облечетеся... весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех. Ищите же прежде Царствия Божия, и правды его, и сия вся — все, что потребно для временной жизни — приложатся вам». (Мф. 6; 25, 32, 33). «Дайте, и дастся вам;... тою бо мерою, еюже мерите, возмерится вам... Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6; 38, 36). Так говорит Господь. А ты как рассуждаешь? — "Надобно приберечь лишнюю копейку на черный день, надобно запасти для детей, скопить на старость", — и так далее... Где же теперь вера твоя в Слово Христово? Где вера в Промысл Божий? А вот, когда ты станешь исполнять на деле заповедь милосердия, то опытом убедишься, что верно Слово Христово, что Господь печется о тебе больше, чем ты сам, что рука дающего не оскудевает никогда. Не умом только, но и сердцем будешь знать эти святые истины, и вера твоя будет верой живой, спасающей. Ты воочию увидишь дивные пути Промысла Божия и на себе самом, и на тех, кому будешь делать добро; ты сам, своим опытом, придешь к мысли, что ты — только приставник Божия достояния, что все, что имеешь, не твоя собственность, а Божия, а ты — только распорядитель, который должен отдать Богу отчет во всем приставлении домовнем. И вместе с верой, с любовью к ближнему будет расти в тебе святое боголюбезное смирение: "Господи, — так будешь ты говорить в чувстве сердца своего, — кто я, грешный, что сподобил Ты меня великого счастия — быть приставником в дому Твоем? Прости моему скудоумию, если в чем погрешу, если не сумею распорядиться тем, что дал Ты мне, — помоги, вразуми, научи!" Так добродетель милосердия научит тебя и всем прочим добродетелям. Она научит тебя молитве, потому что тебе нужна будет во всем помощь Божия; научит тебя кротости и терпению, потому что только этими добродетелями и красно истинное милосердие христианское; научит смирению, потому что опытом узнаешь, что сам ты — ничто, что если какое добро делаешь, то не ты его делаешь, а Сам Бог чрез тебя; научит посту и воздержанию, чистоте и целомудрию, потому что совесть твоя потребует чистоты и целомудрия от тебя, чтобы быть тебе достойным орудием Божия Промысла.

Братие мои, особенно вы, которые носите святое имя угодника Божия Николая! Доброе, святое дело, что вы начали день своего Ангела сегодня молитвой в храме Божием. Задумываться долго не будет нужды: только расположи каждый свое сердце к добру, доверься своей совести, и любовь научит, совесть подскажет тебе, что сделать сегодня, чтобы почтить день святителя Николая. Если есть у тебя лишняя копейка — не откладывай ее на какой-то "черный день", отдай Лучше святителю Николаю чрез руки убогих, и он воздаст тебе за это сторицей. Если же и копейки у тебя нет, то вот, Бог дал тебе силу и здоровье, — трудом бедному помоги. И этого не можешь? Посети болящего, утешь, как можешь, скорбящего, помолись с плачущими... Воистину, различен милования образ и широка заповедь сия! Только пожелай всем сердцем, и Бог поможет тебе сделать дело милосердия. И всего лучше в эти святые минуты обратись с теплой сердечной молитвой к святителю Николаю, скажи ему: "Угодниче Божий! Просит душа моя сегодня, ради твоего праздника, сделать доброе дело. Помоги мне, укажи добрый случай, вразуми, научи, благослови, содействуй. Готово сердце мое, — ради тебя, мой покровитель небесный!" И он каждого услышит, каждому поможет, мало сказать, поможет, еще и утешит, радостью небесной посетит, и сея радости никто же возьмет от нас! Аминь.

(Слово, сказанное в Троицкой Сергиевой Лавре)

698. Все должно и можно делать во славу Божию

«Аще убо ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся в славу Божию творите» (1 Кор. 10; 31)

Скажешь, как можно есть и пить во славу Божию? — Призови бедного, сделай Христа участником твоей трапезы, и вот — ты ел и пил во славу Божию! Но Апостол учит не только есть и пить во славу Божию, но так же поступать и во всем прочем. Выходишь ли из дома или остаешься дома? То и другое делай во славу Божию. А каким образом делать это для Бога? — Когда ты приходишь в церковь, когда участвуешь в молитве и в духовном поучении, то этот выход из дома совершился во славу Божию. Так же и дома можно оставаться для Бога. Как в каком случае? — Когда слышишь шум, безчиние, бесовские игрища, когда слышишь, что площадь наполнена невоздержанными людьми, — останься дома, удались от этого шума, и ты останешься дома во славу Божию. Можно во славу Божию хвалить и обличать. Скажешь, как можно хвалить и обличать во славу Божию? Вы иногда сидите в своих мастерских, видите, как проходит мимо дурной и негодный человек с великой пышностью, тогда если кто скажет: как он счастлив! — спроси у того, кто скажет это: почему ты называешь его счастливым? Потому ли, что у него хороший конь с позолоченной уздой, что у него много слуг, что он нарядно одет и пирует каждый день? Но поэтому он только беден и жалок, ручьи слез о нем проливать должно. Может ли быть что-либо горестнее, когда чудятся коню, узде, красоте одежды, а в самом человеке не находят ничего похвального? Что беднее человека, у которого нет никакого собственного добра, что он мог бы взять с собой отсюда? Ведь собственное наше богатство и украшение составляют не кони, не одежды, но душевная добродетель, обилие добрых дел и дерзновение пред Богом. Напротив, когда увидишь нищего, всеми презираемого, живущего в бедности, но добродетельного, и когда сидящие с тобою скажут: как он несчастен и жалок! — ты скажи: напротив, он благополучнее всех, потому что он живет добродетельно, приобрел богатство неистощимое, имеет чистую совесть. Что за потеря, что нет у него денег, когда он получит в наследие небо и небесные блага? — Если ты будешь так мудрствовать, то получишь и за обличение, и за похвалу великую награду, ибо то и другое делаешь во славу Божию.

Позволительно и укорять во славу Божию. Как? А вот мы часто досадуем на слуг наших. В каком же случае позволительно укорять их для Бога? Ежели ты видишь, что слуга или друг, или кто иной из близких тебе пьянствует, крадет, ходит на зрелища, клянется, преступает клятвы, лжет, — огорчись на него, вразуми, исправь его: все это ты сделаешь для Бога. Ежели ты видишь, что он виновен против тебя, нерадив в служении тебе, — прости его, и ты простишь для Бога. Ныне многие поступают совсем напротив: когда против них кто согрешит, тогда они делаются жестокими и неумолимыми судьями, а когда кто раздражает Бога, погубляет свою душу, им до того и дела нет.