«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Тут же на стене висел меч. Старик схватил его и стал грозить ей: "Если не послушаешься меня, то вот сейчас же снесу тебе голову с плеч!"

Но мужественная отроковица отвечала ему: "Да если и в куски изрубишь меня, ни за что не соглашусь на такое беззаконное дело!" Не вынес грехолюбивый старик таких твердых речей юной невестки, он взмахнул мечом и со всей силой рассек блаженную Фомаиду надвое... Так сия мужественная отроковица прияла венец мученический за свое целомудрие и девственную чистоту. Она встала против греха даже до крови и положила душу свою за Закон Божий, соизволив скорее умереть, чем прогневать Бога нарушением Его святой заповеди и осквернить себя и ложе своего мужа.

Что же убийца? Его тут же постиг Суд Божий, он вдруг ослеп и, бросив меч, стал искать руками дверей, чтобы убежать и скрыться, но никак не мог найти, выхода... Пришли какие-то рыболовы, чтобы позвать его сына на ловлю, стали стучать в дверь, и несчастный старик откликнулся: "Сына моего дома нет, отворите дверь и покажите мне выход: я не могу найти его". Входят пришельцы, видят старика всего в крови и тут же распростертую на полу мученицу. "Что это такое? Кто ее убил?" — с ужасом восклицают они. Старик тут же во всем признается, сам просит предать его законному суду, чтобы получить заслуженное наказание. Скоро возвращается и муж с рыбной ловли. Можно себе представить его горе и позор, он рыдал неутешно, оплакивая смерть горячо любимой своей супруги, и в то же время не мог без горького чувства стыда подумать о несчастном отце, который ни Бога не убоялся, ни своих седин не постыдился, решившись на такое позорное дело! Старика судили и казнили смертью, а к телу убиенной мученицы собрался весь город, изумляясь безумному поступку грехолюбивого старика и прославляя целомудрие святой Фомаиды.

В это время случилось быть в Александрии преподобному Даниилу, подвижнику скитской пустыни. "Пойдем, — сказал святой старец своему ученику, — посмотрим и поклонимся мощам святой девственницы!" Они пошли и поклонились. Затем старец пошел в один из пустынных монастырей, рассказал там братиям о страдании святой мученицы и сказал: "Пойдите, отцы, принесите сюда честные ее мощи, не подобает телу ее лежать с мирскими людьми, ей место со святыми отцами!" — Некоторые из братии пытались, было, отклонить это и заметили, что неприлично телу жены лежать с святыми отцами-иноками, но преподобный решительно сказал: "Эта отроковица, которой вы не хотите здесь дать место, есть мать и мне, и вам. Помните, что она пострадала за целомудрие!" Не посмели иноки больше противоречить святому старцу, пошли в Александрию, принесли оттуда святое тело мученицы целомудрия и с честью похоронили в монастырской усыпальнице со святыми отцами. Преподобный Даниил ушел с учеником своим в свою скитскую пустыню.

Между тем, случилось одному из братий много страдать от страсти плотской; пришел он к преподобному и открыл свои грешные помыслы, которые ему не давали покоя. Тогда говорит ему преподобный Даниил: "Ступай, брат, в Октодекатский монастырь, войди там в усыпальницу святых отцев и помолись там, говоря: "Боже, молитвами святыя мученицы Фомаиды помоги мне и избави меня от блудной страсти!" И надейся на милость Божию: ты освободишься от искушения бесовского". Брат пошел и исполнил все, что велел ему старец. И блудная страсть стихла, он вернулся в скит и припал к ногам старца, говоря: "Молитвами мученицы Фомаиды и твоими, отче, Бог освободил меня от блудной брани". Старец спросил его: как он освободился? Брат отвечал: "Я сотворил только двенадцать молитв, которые ты заповедал мне, помазался маслом из лампады при гробе мученицы, положил голову на гробницу ее и заснул. И вот является мне светлая отроковица-мученица и говорит мне: "Отче, отче, возьми это благословение и иди с миром в свою келлйю". Я взял от нее благословение и проснулся, и почувствовал, что страсть моя совершенно утихла. Не знаю, что значит данное ею мне благословение, только чувствую, что больше страсть меня не тревожит". Преподобный Даниил сказал на это: "Вот какое имеют пред Богом дерзновение те, которые подвизаются подвигом целомудрия!" И с того времени брат тот никогда не чувствовал брани плотской, и славил Бога и святую мученицу Фомаиду, свою исцелительницу. Впоследствии и другие, страдавшие блудной страстью, притекали с верой ко гробу мученицы и получали отраду и освобождение от этой злой страсти молитвами страдалицы Фомаиды.

Таково сказание о святой мученице Фомаиде. Рассказав ее историю, святитель Димитрий Ростовский говорит: "Смотри, хотя она и была замужем, но в древних святцах именуется девою, не столько потому, что она была юна и только что вступила в супружество, сколько за то, что пострадала ради чистоты и целомудрия, и за то оказалась достойною быть пред Господом в лике чистых девственниц. Великая Четья-Минея называет ее же преподобномученицей. Это название, как известно, приличествует только преподобным женам, за Христа пострадавшим. А святая Фомаида, хотя и не была инокинею, показала истинно иноческую добродетель, за что преподобный Даниил и не усомнился положить ее тело в монашеской усыпальнице вместе с преподобными отцами". (Четья-Минея, 13 апреля).

Как поучительно это сказание, особенно для нашего грешного времени! Какая заповедь Божия чаще всего нарушается ныне, если не всегда делом, то помыслом? — Седьмая, которая гласит: Не прелюбы сотвори. Есть, есть и в наше время грешные старики, подобные оному безумному грехолюбцу, который убил святую мученицу Фомаиду! Стыдно даже и говорить. Но если уж есть люди, которые не стыдятся грешить, то должно говорить, грешно молчать об этом позорном зле, которое губит счастье молодых семей в наших деревнях: муж уходит на заработки в чужую дальнюю сторону, а жена остается дома с свекром своим, и разве не бывает, что старик поддается искушению, коему подвергся свекор святой Фомаиды?

О, берегите себя, юные женщины, если случится такое несчастье с вами! Помните пример святой Фомаиды, молитесь ей, чтобы она вразумила ваших неразумных стариков-свекров! Стойте мужественно против искушения. Кто знает, может быть, вы и стариков спасете своим мужеством! Не забывайте и вы, мужья, историю святой Фомаиды, может и вам представится на чужой стороне подобное искушение. Просите ее, святую мученицу, как просил брат оный, коего она избавила от страсти блудной своими молитвами. Да и юноши, и девы разве не могут найти себе поучения в этой истории дивной мученицы? Недаром святые Отцы, например, наш русский преподобный Нил Сорский, заповедуют то же, что заповедал брату в свое время преподобный Даниил: "Иди, когда борет тебя страсть блудная, припадай с молитвой к святой мученице Фомаиде, проси Господа, да ее молитвами освободит тебя от сего пламени нестерпимого! Сама она, святая страдалица, была в искушении, она может скоро помочь и всякому искушаемому!"

Господи Иисусе Христе! Молитвами мученицы Фомаиды и всех, победивших Твоею всесильною помощью страсть блудную, помилуй и нас, страстьми люте обуреваемых и похотьми палимых! Аминь.

661. Радуйся, Благодатная!

«Радуйся, Благодатная: Господь с Тобою: благословенна Ты в женах» (Лук. 1; 28)

Кто исчислит все те похвалы, те благоговейные приветствия, коими любовь христианская величает славнейшую без сравнения Серафим Деву Пречистую Богородицу? Но из всех похвал, из всех приветствий нет выше того, каким приветствовал Ее Небесных воинств Архистратиг Гавриил: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Святая Церковь и нас учит повторять это приветствие Матери Божией каждый день в молитве "Богородице Дево, радуйся, Благодатная... ". Проникнем же умом и сердцем в глубокий смысл этого сладостного приветствия Богоблагодатной. В нем так много поучительного для ума, так много утешительного для сердца.

Представим, братие, великого Архангела, который сошел с Небес в нашу страну греха и смерти, но посреди тьмы и сени смертной обрел здесь столь светлую и чистую душу, что она могла бы быть украшением самого Ангельского мира. Что должен он изречь такой душе? Именно то, что изрек Гавриил святейшей из всего рода человеческого Деве Марии. Пред небесным взором Архангела открылся прекраснейший рай добродетелей, пред ним во всей красоте блистал цвет непорочности, чистоты душевной и телесной, раскрывалась неизмеримая глубина смирения и покорности воле Божией, горела серафимская любовь к Богу, — как иначе можно было назвать сию Деву, как не благодатной, в высочайшей степени достойной дарований Божественных? Ее святая душа была прекрасным храмом Господа, и не должен ли был Архангел видеть в ней особенное, блаженное присутствие Самого Господа?

Вот почему он и говорит: Господь с Тобою, — Господь в смиренном сердце твоем, Господь в чистой душе Твоей, Господь освящает и все существо Твое! Какой, наконец, жене благовествовал когда-либо Ангел и видел над ней столько Света небесного, столько райских венцов, ее украшающих? Благословенна Ты в женах, — восклицает Гавриил, — блаженнейшая из всех дщерей человеческих!