«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Покланяюся Тебе, Боже Душе Святый, незлобиве покровителю мой!

Сие, падши ниц, на земли глаголи:

Достойно есть яко воистинну покланятися, славословити и благодарите Тя, Троице Святая, Юже вся Небесныя Силы, Херувими, Серафими трисвятыми песнями восхваляют, вси святии благодарят, всякое создание раболепно покланяется, и аз, бренный червь ползящий, пред величеством неприступные славы Твоея бездерзновенен, в надежде милости Твоея дерзаю,безстудно припадаю и молю: даждь всегда Тебе, Создателю моему, неосужденно и неленостно кланятися, Тебе единаго знати, Тебе любити и боятися, Твоя повеления храните, Твоих заповедей путем ходите, Тебе хвалите и славите до последняго моего издыхания, да и по разлучении от бреннаго ми тела и паки с ним совокуплении, не лиши мя с угодившими Тебе радостне "Свят, Свят, Свят " восклицати во веки. Аминь.

(Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского)

Пребывает ли в нас Дух Святый

Чем можем мы удостоверить себя, что Дух Святый в нас присутствует? Апостолы были в том удостоверены видимыми знамениями столь поразительными, что даже неверующие не могли не приметить их, хотя и превратно толковали. А мы чем себя удостоверим в том, когда Бог не являет в нас таких знамений?

От плодов древо познается: доброе древо плоды добрые приносит, а злое древо плоды злые приносит. Плод же духовный, — говорит Апостол, то есть плод Духа Святаго, — «есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера; кротость, воздержание» (Гал. 5; 22, 23). Вот по каким признакам можем мы узнавать, обитает ли Дух Святый в человеке, или нет. Радостен ли ты душой при всех делах твоих, особенно когда стоишь пред Богом на молитве? Чувствуешь ли, что Он — твой Отец, а ты — Его сын? Вот плод Духа Святаго, в тебе обитающего! Мирен ли ты с совестью твоей, а если знаешь за собой какие-либо немощи, то очищены ли они у тебя покаянием? Вот плод Духа Святаго, в тебе обитающего! Переносишь ли ты терпеливо, безропотно все скорби и напасти? Если не гневаешься, не злобишься, не ищешь мщения, если веришь, что все происходит по воле праведного Бога, то — это и есть плод Духа Святаго, в тебе обитающего! Стремится ли душа твоя всем и всегда, при всяком случае, делать добро, отвращается ли от обиды ближнему, как от дела, Сыну Евангелия несвойственного? Вот плод Духа Святаго, в тебе обитающего! Трогается ли сердце твое несчастием других, почитаешь ли за счастье помочь несчастному? Вот плод Духа Святаго, в тебе обитающего! Веришь ли всем сердцем Слову Божию, почитаешь ли и свои, и людские мудрования безумием, если они возносятся выше разума Божия, в Слове Божием откровенного? Вот и плод Духа Святаго, в тебе обитающего! Тихи ли, кротки ли нравы твои, как пристойно домочадцу Христа, Который, будучи укоряем, противу не укорял и зла за зло не воздавал? Вот плод Духа Святаго, в тебе обитающего! В силах ли ты удерживать страсти твои, когда они стремятся против разума и Закона Божия? Вот плод Духа Святаго, в тебе обитающего!

Плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Вот несомненные признаки, по которым мы можем узнавать, обитает ли в человеке Дух Божий. Пусть нет ныне дыхания бурна, нет летающих огненных языков, нет дара глаголания разными языками и пророчества, — но когда есть оные плоды Духа Божия, то несомненно, что и Сам Дух здесь пребывает. Одаренный плодами Духа Святаго человек есть сосуд чистый, издающий от себя благоухание святости. Не говорит он разными языками, в чем теперь и нужны нет, но он глаголет тайны, ибо той беседы, которую сердце его имеет с Богом, никто не разумеет, кроме Бога и его сердца. Что значат слова апостольские: Дух Святый ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (Рим. 8; 26)? Не то ли, что душа, управляемая Духом Святым, пламенно любящая Христа, желающая всегда с Ним быть в соединении, яко невеста Его, по Нем воздыхает? И воздыхание это есть неизглаголанное, потому что это — чувство самое нежное. Понимает его лишь одна таким образом воздыхающая душа и тот Жених, по Коем она воздыхает.

Апостолов, дарами Духа Святаго исполненных, люди мира сего, Духа Божия непричастные, называли пияными (Деян. 2; 15). Так это и должно быть. Человек плотской не приемлет яже Духа Божия: юродство бо ему есть, и не может разумети (1 Кор. 2; 14). Человек, к миру пристрастившийся, мудрствующий по-мирскому, никогда не полюбит того, кто живет по правилам Духа Божия, почитает его за безумного, потому что он не следует правилам мирским. То же от мира терпят и ныне люди праведные, то же и об них говорят. Упражняйся в уединении и богомыслии, — назовут тебя суемудрым и праздным. Будь кроток и нечестолюбив, — почтут слабым. Истощай имение на помощь нуждающимся, — назовут тебя глупым. Воздерживай свои страсти, удаляясь от мирских увеселений и забав, — назовут грубым и человеконенавистником. Но как бы вас, чада Божии, не называли, однако вы блажени, егда поносят вам и рекут всяк зол глагол на вы правды ради! Напротив, несчастны те, которые не ощущают в себе плодов Духа Святаго. Кто всегда смущен, кто высокомерен и горд, кто мстителен, кто не обуздывает страстей своих, кто свои мудрования почитает выше истины Божией и взирает к миру и его прелестям, а о Боге не помышляет, — о том с горестью должно сказать, что нет в нем Духа Божия. В нем дух мipa, дух лжи и обмана, дух неприязни и погибели!

(Из "Воскресного чтения", 1837)

670. Согласны ли между собой старопечатные книги?

Именующие себя старообрядцами обыкновенно думают, что их старопечатные книги непогрешимы, что Православная Греко-Российская Церковь не исправила их, а только повредила, и потому следует строго держаться книг старопечатных. Но если сии книги непогрешимы, то они должны быть во'всем сходны между собой! Между тем, они не сходятся между собой не только в одних выражениях и словах, но и в совершении Таинств.

* * *

В чине Таинства Крещения в "Потребниках" первых трех патриархов и в Иоасафовском 7144 г. положено только пять огласительных молитв, а в "Потребнике" того же Патриарха Иоасафа, изданном в 7147 г., их считается уже до десяти.