«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

«Изыдет человек на дело свое, и на делание свое до вечера» (Пс. 103; 23)

Прошли светлые и великие праздники Господни — Пасха, Вознесение и Троицын день. Настало лето, будние рабочие дни, дни поистине трудовые. Каждый добрый хозяин будто забудет на время свой домашний кров: с раннего утра до позднего вечера станет он проводить в поле, под открытым небом, за полевой работой. Сколько трудов предстоит труженику! Пашня и посев, покос и жнитво, уборка сена, молотьба хлеба... Трудовым потом не раз оросится мать-земля сырая, от усталости заноют руки, заломит спину, подогнутся ноги. Иному, может быть, и надоел зимой отдых, а летом рад-рад он будет добраться до ночлега. Сам Господь Бог судил человеку трудиться и в поте лица своего добывать хлеб насущный. А без труда и работы — с голоду умрешь. Без трудов земля сама собой не уродит хлеба. И Слово Божие говорит: «кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом» (Притч. 12; 11); «а если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Сол. 3; 10). Еще нашему праотцу Адаму Господь определил работать и тяжелым трудом добывать себе пропитание, насущный хлеб. Проклята земля за тебя, — сказал Господь Адаму за то, что он согрешил, — со скорбью ты будешь питаться от нея во все дни жизни твоей, терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб твой, доколе не возвратишься в землю, от которой взят (Быт. 3; 17, 18, 19). Так сказал Господь, и, по слову Его, до сих пор трудятся люди и будут трудиться до скончания века.

Тяжел твой труд, поселянин! Не даром достается тебе твой насущный хлеб! Но в твоем труде есть также много и отрадного. С восходом солнца встаешь ты, даже раннее солнце уже застает тебя в чистом поле за работой. Полной грудью вдыхаешь ты свежий, ароматом цветов напоенный воздух летнего утра, под твоей косой послушно ложится трава душистая, или сам-друг со своей лошадкой бороздами взрываешь ты землю рыхлую для посева. С высоты неба ласково смотрит на тебя красное солнышко; над твоей головой весело щебечут птицы небесные; отирая пот с своего лица, тихо произносишь ты молитву святую, славишь Господа милосердного, Который посылает тебе такую благодать, просишь Его помощи и благословения за твои труды богоугодные. И верь, Он исполнит молитву эту: пронесется над твоей нивой грозовая тучка, оросит поле теплый летний дождик, и жадно станет впитывать земля благотворную влагу дождевую.

Зеленеет поле, пробьется наружу трава, рожь спелая наливается полным зерном, ветер ласково колышет полные колосья. Смотришь — уже и пожелтела она, и жать пора! И вот со своей семьей опять вышел ты на свою полосу, дружно жнешь свою десятину. Настает час обеда — и как вкусен кажется тебе хлеб с водой, как мягка и просторна постель на земле у снопов, как тих и спокоен твой крепкий сон! Ангел-хранитель твой стоит над тобой, трудовым, рабочим человеком, осеняет тебя своим благодатным крылом... Поздним вечером приходишь ты домой, а лишь займется заря — ты опять за работу. Да благословит же Господь твой полезный труд! Им ты кормишь себя и семью; трудами вашими, земледельцы, кормится и живет вся наша матушка Русь.

Да и одна ли только Русь? Сколько хлеба русского вывозится заграницу! Может быть, ты и не ведаешь об этом? Посмотри: реки и моря покрыты кораблями и судами с русским хлебом, тем самым хлебом, который вырастил ты на полях твоих. Посмотри: на подать твою, сохой, бороной добытую, воздвигаются целые города, содержатся войска, делается все, что нужно в государстве, без чего наша Русь православная не была бы так сильна и могуча. Да, вы — труженики-земледельцы, вы — кормильцы Руси святой! Любите же, не бросайте свой благословенный труд земледельческий! За него благословляют вас, молятся за вас миллионы людей. Благословляет тебя и Бог Своей неизреченной милостью.

А как много поучительного для жизни можешь ты извлечь из трудов своих! Вот ты посеял хлеб, зерно взошло, стало расти и колоситься, созрели новые зерна, затем колос стал дряхлеть и сохнуть. Приходишь ты, режешь серпом спелые колосья, вяжешь в снопы, перевозишь на гумно и молотишь... Солома идет на корм скоту или на топливо, а зерно — в житницу твою. Вот так же, брат мой, и ты, по воле Божией, возрос, как зерно твое, так же проживешь ты, сколько Господь тебе определил, и станешь, наконец, стареть и дряхлеть. Вот близка пора жатвы, недалеко и жнец, — неумолимая смерть уже стоит за плечами твоими и сводит тебя в могилу... Тело твое предается земле, а душа твоя восходит к Богу.

Но не всегда будет лежать тело твое в сырой земле. Придет время, вострубит труба архангельская, и восстанешь ты из земли на Страшный Суд Христов, восстанешь так же, как оживает вот зерно, брошенное тобой в землю. И явится тело твое тогда в новом, преображенном виде пред Господом, Судьей всех живых и мертвых. Вот и вся твоя жизнь! Припомни же ее за своим полевым трудом. И пред людьми, и пред Богом высок труд земледельческий. Сам Господь наш Иисус Христос в Своем Святом Евангелии часто в притчах уподобляет Себя простому земледельцу. Он говорит: Я сеятель, Мое семя — Слово Мое, Мое поле — сердца людей, Моя жатва — их дела, время жатвы — конец мира, а жнецы — Мои Ангелы. Настанет час этой жатвы — кончины мира, и пошлет Господь Ангелов Своих, которые отделят добрых от злых...

Итак, дорожи своим трудом, земледелец, трудись, молись и поучайся! Приноси от трудов твоих праведных не Каинову жертву, а чистую жертву праведного Авеля. Не скупись подать и на свечечку в Божий храм, уделить и на помощь соседям-беднякам. За то и благословит тебя Господь всемилостивый, и подаст тебе добрый успех во всех твоих добрых делах, в трудах твоих праведных!

Недаром пора рабочая называется страдной порой. Это время труда, то время, когда земледелец запасает себе всего, что дает ему земля, на целый год. Благословен труд твой, добрый труженик! Лишь только займется заря утренняя, выходи ты на родное свое поле, оглянись оттуда на мать свою — церковь сельскую. Вот она виднеется над родным селом, помолись на нее с крестным знамением и скажи в простоте сердца ту молитву, какую знаешь, какой научился ты от родителей: "Господи, помилуй. Господи, помоги мне, грешному. Отец Небесный, благослови труды мои во славу Твою!" — Так помолись от всей души и принимайся за работу твою. И во время работы помни ты, что с Небес смотрит на тебя Сам Господь, Царь Небесный, видит все мысли твои, что есть на сердце у тебя. Устанешь ты, настанет час отдыха, опять помолись на церковь Божию, опять призови имя Божие и садись за свой скудный обед на приволье полей. О, как вкусен покажется тебе этот обед даже тогда, когда он будет состоять только из куска хлеба да соли, и из кружки простого деревенского твоего кваса!

Нет хлеба вкуснее того, который своими трудами добыт, который вкушается с благодарением к Богу после трудов праведных. Удивлялся некогда киевский князь, почему в монастыре Печерском вся пища в трапезе так вкусна, что и у него во дворце-тереме княжеском не умеют приготовить так вкусно, и спросил о том преподобного Феодосия. "Потому у нас все вкусно, — отвечал святой старец, — что братия все готовят с благословением и молитвой, а твои, князь, рабы — сорятся да друг друга клянут, когда готовят тебе кушанье". Вот что значит молитва и благословение Божие, вот что значит братская любовь и расположение. Случается, что и вас в поле собирается много, много бывает празднословия, а иногда и ссор из-за дележа покоса, лугов или пустырей. Бога ради, не заводите вы этих споров и ссор. Бог дал нам язык не для грешных речей, не для брани постыдной, — за каждое слово праздное Он от нас отчета потребует. Не бесчестите же сего дара Божия великого, не срамите своего языка. Обходитесь друг с другом дружелюбно; кто старше — поучи младшего; кто сильнее — помоги бессильному с братской любовью и снисхождением.

Часто вы гневаетесь на свой рабочий скот, жестоко обходитесь с ним, бьете и браните его. Грешно и это, други мои! Ведь эти несмысленные животные помогают вам в ваших трудах, ведь без лошади или вола тебе не вспахать нивы своей, не привезти с поля ни сена, ни хлеба, — без этих помощников ты, как без рук. Поэтому и должен ты щадить их, ласкать и жалеть, кормить сытнее и давать им отдых вовремя, и благодарить за них Господа Бога, что Он, милосердный, дал тебе в помощь этих тварей безответных, без которых ничего бы тебе не сделать с твоей нивой. Вот почему и сказано: блажен, иже и скоты милует! Зато и скот работает такому человеку усерднее, он любит своего хозяина доброго, хоть и нет у него разума, как у человека.

Так трудитесь во славу Божию, запасайте себе всего на долгую зиму. А запасая себе хлеба и прочего, не забывайте запасаться и добрыми делами на будущий век, — наша жизнь так же скоро проходит, как лето красное. И не заметишь, как подойдет смерть, и настанет тогда зима — время вечного покоя в могиле сырой... Блажен, кто запасся добрыми делами, с которыми пойдет на тот свет: хорошо ему будет там! Но горе тому, кто не думает о жизни будущей: вечно будет алкать и жаждать его душа бедная, — так умирает с голода тот, кто не имеет ни куска хлеба насущного. Бог да поможет вам, братие, запастись и хлебом насущным для пищи телесной, и добрыми делами на будущую вечную жизнь. Аминь.