«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Буди Заступник в час смерти моей!

Буди Покровитель по смерти моей!

Буди Жизнь вечная по воскресении моем!

Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!

Даждь славу имени Твоему, мне же спасение вечное!

Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу! Аминь.

«Господи, аще хощеши, можети мя очистити» (Мф. 8; 2).

«Господи, отрок мой лежит в дому разслаблен, люте стражда..., рцы слово, и исцелеет отрок мой» (Мф. 8; 6, 8).

«Господи, спаси ны, погибаем» (Мф. 8; 26).

«Помилуй мя Господи Сыне Давидов: дщи моя зле беснуется» (Мф. 15; 22). Помилуй мя, Господи, Сыне Божий, душа моя зле беснуется! Господи, помоги мне! Дай мне насытиться от крупиц, падающих от трапезы рабов Твоих!

Господи, Сыне Божий, привел я к Тебе душу мою, имущую бесы — страсти: верую, Господи, помози моему неверию (Мк. 9; 24). Повели им изыти из души моей и не входить в нее!

* * *

Так милосердый Господь наш призывает каждую душу грешную к Себе; так воздыхает и душа кающаяся к своему Спасителю... Но где тот путь, который приводит ко Христу Спасителю? Где душа наша найдет Его, милосердаго своего Господа? — Господь во храме святем Своем (Пс. 10; 3), в Таинствах Церкви Своей, о Которой сказал: «созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей. Ей вверил Он благодать Свою, о ней заповедал: аще же и Церковь преслушает брат твой, буди тебе яко же язычник и мытарь» (Мф. 18; 17). Нигде, кроме Церкви Христовой, не найдешь ты Христа. Пусть разные лжеучители говорят: «се зде Христос или онде, — не ими им веры». Если благодатное призывание Господа коснулось твоего сердца, — спеши в церковь, принеси раскаяние во грехах твоих пред иереем Божиим и от него услышишь слово примирения с Господом, чрез него соединишься с Господом и в Пречистых Таинах Тела и Крови Его, нашего Спасителя. В Таинствах Церкви обретешь ты мир души и силы благодатные для борьбы со своим лютым врагом — привычным грехом...

Господь тебе в помощь, душа кающаяся, Господом призываемая, Господа ищущая!

679. Изречения Варнавы Неподобного

Сокровище вожделенно почиет во устех мудраго, — говорит премудрый Соломон. «К словесем мудрых прилагай твое ухо» (Прич. 21; 20.22; 18). «Премудрость поможет мудрому» (Еккл. 7; 20). Хорошо помнили наши предки благочестивые этот завет царственного мудреца Израилева, они любили изречения людей мудрых и святых, собирали их, записывали и из этих записей составляли разные сборники под именем "Цветников", "Изборников", "Пчел" и других книг, в которых помещали все, что считали назидательным и полезным для людей любознательных. Скажет умный человек слово мудрое, полюбится оно людям добрым, станут повторять его, а там и в книгу запишут. Если слово было близко к жизни народной, то оно становилось достоянием народной мудрости, пословицей, поговоркой: так народная речь обогащалась множеством мудрых пословиц, над собиранием которых много трудились любители слова народного. Есть, например, книга, составленная В. Далем, в которой собрано несколько тысяч пословиц на тысяче с лишним страниц. Образцы лучших пословиц, более назидательных и глубоко мудрых читатели "Троицких листков" могут найти в листках под №№ 479, 488, 525, 529.

А здесь мы предлагаем несколько мудрых изречений Варнавы Неподобного, собранных в старинном рукописном сборнике, писанном пятьсот лет назад. Кто был этот Варнава — неизвестно. Вероятно, какой-нибудь смиренный инок, любитель мудрых изречений. Он записал или из старых книг выбрал эти изречения, а себя, по монашескому смирению, назвал "неподобным", то есть грешным, в противоположение отцам "преподобным" — святым. Так и ученик преподобного Сергия, преподобный Епифаний, на одной своей рукописи подписался:

"Многогрешный раб Божий Епифан", — а другой ученик Сергиев на переписанной его рукою "Лествице" отметил, что она написана "грубым и худым, странным и последним во иноцех смиренным грешником Варлаамом", и в конце книги даже приписал себе в назидание: "О ленивый Варлааме, готовися к ранам: близь есть конец!" Что же записал этот "неподобный" инок Варнава? Вот его изречения, мы приводим их в переводе на современную речь.

Все новое прочно и хорошо, а вечный Бог лучше всего.

Кто не заботится о душе, а больше любит умирающую плоть, тот подобен человеку, который рабу кормит, а госпожу гонит прочь.