«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Кто ищет земного помимо вечного, тот похож на человека, который желает иметь пахаря, не на ниве работающего, а на стене изображенного.
Грешник несчастнее горбатого; этот носит свое уродство наружи, а тот — внутри.
Кто с большим трудом собирал свое богатство, тот и потерю его переносит с великой болью сердечной.
Многих губит меч, но еще больше гибнет от злого языка.
Слепец счастливее завистника: хотя он и не видит света Божия, зато видит истину умом, а завистник, и видя истину, не видит ее.
Кто величается саном и красотою телесной, а не украшается мужеством и жизнью добродетельной, тот подобен кожаному мешку, который не товаром наполнен, а воздухом надут.
Лучше плавать по морю в утлой ладье, чем сказывать тайны злоязычной жене: ладья только тело потопит, а злая жена всего и с душою погубит.
Кто поддался страстям плотским, тот стал рабом своих похотений. Дети бегают от безумца, а грешники — от трудов спасительных. Нечистый ум не рождает чистого слова.
Мудрый наставник утешает в земных скорбях, но не так, как утешает их смерть.
Пчела на звон летит, а мудрый спешит туда, где слышит полезное слово.
Отец и мать любят тех детей, которые крепко держатся их слова и подражают их добрым нравам, — а Бог любит того, кто исполняет его заповеди.
Трудно сердцу сохранить добро втайне, а проявление зла причиняет человеку погибель.
Уродует свой ум тот человек, который не любит нрава и бесед добрых людей.
Как без торной дороги нельзя ехать прямо и безопасно, так и тот кто живет лукаво, не избежит погибели.
Позднее наставление редко бывает успешно.
Вороны рады трупу, а лукавые люди — падению брата.
Жемчуг бывает в раковине, а Бог — в смиренной душе.
Что играть острым ножом, то и дружбу водить с распутным человеком: и в том, и другом опасность.
Пчела летит прочь от дыма, а Бог удаляется от гордой души.
Кто ленив к трудам, тот не знает и настоящего покоя.
Солнце разгоняет и уничтожает тьму, а тщеславие — добрые дела.
Ленивый хуже больного: больной, если уж не может делать и лежит то и не ест; а ленивый, хотя и лежит и ничего не делает, а все же ест.
Камень неподвижен ни на добро, ни на зло; так и глупый негоден ни на доброе, ни на худое.
Жернова меняют имя пшенице, которая после них уже называется мукой; а человеку меняет имя Святое Крещение.
Как солнце светит всем людям, так и мудрость светит всем их душам.
У того сильна душа, у кого немощна плоть.
Тогда суд убогим право правится, когда их судья не богатеет.
Не тогда город крепок, когда огражден каменными стенами, а тогда, когда граждане его крепки целомудрием и правдою.