«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Пределом приготовления считай сердечное отвержение всяких поблажек чувственным пожеланиям и стремлениям и твердую решимость противиться себе во всем недобром и понуждать себя на все доброе. Это будет точным исполнением заповеди: да отвержется себе... и еще: Царствие Божие... нуждницы восхищают, то есть те, которые нудят себя не жалея. Господь спасение наше устроил смертию... и нам приять себе сие спасение следует самоумерщвлением. Хорошо, что ты в этот пост собираешься поговеть получше, — и что загадываешь сделать это в монастыре. — Хорошо бы тебе в монастырь-то почаще ходить, на воскресения и праздники... Там освежался бы. Благослови тебя Господи! Спасайся!

3. Милость Божия буди с тобою!

Хотел написать: раб Божий. — Но ты — не Божий раб, потому что не Бога слушаешь, а врага Его... Внушал тебе Бог постом — говей на первой неделе. Ты и хотел говеть на первой неделе. Но когда пришло время, подошел враг и нашептал тебе: после поговеешь, на крестопоклонной. И ты послушал его. Пришла крестопоклонная: Ангел хранитель напомнил тебе: говей. Ты и думал; но подошел враг и шепнул: после, вот на Страстной поговеешь. И ты послушал его. Пришла Страстная: Ангел Божий опять говорил тебе в совести: говей. Но враг и тут ухитрился отклонить тебя, и ты его послушал. Подходит Петров пост: Ангел сказал тебе: поговей; и ты думал. Но враг этого не хотел; и ты послушал его... Апостол Павел определил: кто кого слушает, тот тому и раб... Смотри теперь, чей ты раб. — Ты думаешь говеть в Успенский пост. Это Ангельское внушение. — Но не дивно, что враг опять пойдет со своим тебе приказом; и ты опять его послушаешь. Враг обратал тебя и ведет, как на обрывочке, куда хочет. А куда? В пагубу. — И если ты не перестанешь его слушать, он непременно туда тебя ввергнет. Теперь он старается погасить у тебя заботу о спасении тем, что заставляет тебя отлагать должное от одного времени до другого. Чем больше отлагаешь, тем жестче сердце, — и забота о спасении слабеет. Дойдет до того, что ты совсем бросишь всякую о том заботу. — И начатки того видны в следующих словах твоих: "Если угодно будет воле Царя Небесного, молюсь, чтобы Он Всесильный Сам все устроил".

Ты хочешь ли послушать Царя Небесного? — Слушай же, что Он говорит: ищите и обрящете... ибо только всякий ищущий обретает. — А ты ищешь ли? Нет: ты лежишь на боку... Ищущий самым делом ищет. А ты только думаешь искать, а делом не ищешь. Стало быть и не обретешь. — Все доброе от Господа. Он внушает дело, Он и помогает и сделать. И без Него ничего мы сделать доброго не можем. Но вникни хорошенько: Господь помогает нам делать, а не Сам за нас делает. — Внушит Он добро? — И отойдет, и смотрит, что мы сделаем. — Если мы склонимся на Его внушение и тотчас начнем трудиться над тем делом, которое внушено, то Он опять подходит и помогает сделать дело, и дело делается. А если не склонимся, или склонившись ничего не будем делать по тому делу, то Он не поможет, и дело не сделается. — Ты это видишь самым делом на твоем говении. Сколько раз Бог внушал, и ты загадывал поговеть, — однако же не говел. Отчего? Оттого, что никакого труда не начинал по сему делу; но как только приходило время, ты отступался от дела. Как ты отступался и не начинал трудиться, то Господу не к чему было приложить помощи: ибо ты лежал на боку, и никакого усилия не делал. Дело и не сделалось. И никогда не сделается, если не станешь нудить себя на дело... Смотри, как враг ухитряется: задумываешь ты дело? — Он не мешает, а когда придет время приступить к делу, он тотчас подогревает и отбивает от дела... Вот в эту-то пору надлежит тебе всячески одолеть себя, и понудить себя на дело, не смотря ни на что. Заметь ты это время. Ни одного доброго дела не бывает, чтобы враг не подогревал и не старался отвести от него; и ни одно дело доброе не делается иначе, как через понуждение себя на него. — Вот подходит Успенский пост. Враг опять придет, и начнет тебя отводить от говения. Смотри же, не слушай его, а заставь себя поговеть... Ступай в монастырь и побудь там дня три, а лучше целую неделю... И Бог даст, настроишься в сердце своем добре.

Я тебе говорил, чтобы ты в воскресные и праздничные дни ходил в монастырь и там Богу молился и обедню, а то и вечерню там пробывал. Это освежало бы тебя... и укрепляло. — Делай так, и не слушай врага, который будет тебя отклонять от того. — Может случиться, что в монастыре занадобится кузнец... ты и предложишь себя... Наняться в монастыре на кузнецкие работы — хорошая мысль... Можешь тогда ходить в церковь на службы... и душа у тебя всегда будет в порядке.

Да ты исполняешь ли дела благочестия — домашние? — Молишься ли утром и вечером? — И днем помнишь ли Бога со страхом? А также и смерть? — Хранишь ли воздержание в пище? — Обуздываешь ли язык от празднословия, пересудов и смехотворства? Добросовестно ли исправляешь заказы? — Даешь ли бедным?.. Избрал бы какую-нибудь вдову и помогал бы ей потихоньку. В этом для спасения сила великая... Каждый день и прочитывать надо что-нибудь из духовных книг. Вставай пораньше... Помолись поусердней, и почитай. Потом вступай и в кузницу. Душа у тебя будет непустая... Делай непременно так, как я тебе прописываю.

Благослови тебя Господи. Спасайся!

4. Милость Божия буди с тобою!

Участь твою не Бог ли тебе послал? — Если веруешь, что Бог, то неси ее благодушно и терпеливо, как бы ни было тяжело и больно. От терпения и благодушия будет приходить от Бога утешение сердечное без перемены внешнего положения.

Что кроме кузницы у тебя прибавилась забота и о земледельческих работах: ничего — устройся. Стало быть, Бог почитает тебя способным управиться с обоими делами.

Что пишешь: "то одно, то другое дело... и когда тут поминать о Боге и о Божественном?" В этом не дела виноваты, а ты сам. Разве не следует при начале всякого дела воззвать: благослови Господи и помоги! А по окончании дела разве не следует возблагодарить Бога, говоря в сердце: слава Тебе Господи! При работе разве не следует помнить, что работу эту Бог тебе поручил и смотрит, как ты ее работаешь? Поступай так во всяком деле и будешь всегда с Богом. Житейские труды Богом наложены на нас,.как епитимия, и не суть худые дела, Богу противные... а напротив, суть воли Божией исполнение: в поте лица снеси хлеб твой... Как другие проводят пост и совершают говенье, нам с тобою до того какое дело? Сами будем исполнять это как следует. А как следует, ты знаешь.

Что мать и жена тебя точат, терпи: мученической доли сподобишься. — Проклятия — пустые слова.

Прочитывать что духовное много нельзя тебе, а немного всегда можно — строчек пять-десять... Принять одну мысль — и довольно... оставаясь с нею весь день. Благослови тебя Господь! Спасайся!

(Епископ Феофан)