«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Что сказать о ребенке, который имеет охоту обучиться какому-нибудь искусству, но хочет до всего дойти только своим умом, не хочет знать никаких учителей и на советы людей опытных не обращает внимания? — Можно сказать наверное, что такой ребенок ничему не научится. Вот тоже самое можно сказать и о наших штундистах, молоканах и вообще всех тех сектантах, которые в делах веры до всего думают дойти одним собственным смышлением, которые знать не хотят учения святой матери нашей Церкви Православной. В самом деле: вот уже девятнадцатое столетие живет святая Церковь, и сколько миллионов верующих спаслось в ее недрах, а эти новые умники-штундисты додумались, будто в Церкви нет спасения, будто они-то умнее самой Церкви рассуждают, будто все эти миллионы верующих, в течении веков обретавшие спасение в Церкви, неправо думали, неправо мыслили, ошибались, и вот теперь только новые учители, вроде Рябошапки, Коваля и им подобных, открыли истину и их вот надобно слушать... Не детские ли это понятия? Как следует рассуждать человеку разумному? Без сомнения, он прежде всего скажет сам себе: "В вопросах веры и спасения опасно доверять своему уму-разуму; в течение девятнадцати веков, с той поры, как жил на земле во плоти Христос Спаситель, среди верующих Христиан конечно немало было людей мудрых, Богу угодных; вот и надобно мне, прежде, чем пускаться в свои суждения о делах веры, узнать: как думали, как учили все эти люди мудрые и богоугодные? Я верую, что святые ученики Господа моего Иисуса Христа, или святые Апостолы, были научены Духом Божиим, не может же быть, чтобы Дух Божий после Апостолов так и не просвещал никого... У святых Апостолов были их любимые ученики, после которых остались и писания их: если я хочу знать истину Божию, как следует, то мне прежде всего надобно прочитать писания не только святых Апостолов, но и всех их учеников и ближайших преемников. И у этих учеников апостольских тоже были ученики и преемники, которые тоже после себя оставили писания: непременно надобно и эти писания прочитать. Ведь такие люди, которые ближе жили ко временам апостольским, могли многое слышать от учеников апостольских, как те слышали от самих Апостолов: как же не познакомиться с писаниями таких мужей? — Но и сии ближайшие ко временам апостольским мужи имели своих учеников, которых ряд преемственно доходит до славных веков святоотеческих, до века Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и многого множества других Отцов и учителей Церкви. Если я хочу добросовестно исследовать истину, мне необходимо познакомиться с писаниями святоотеческими. Но сии Отцы собирались на Вселенских Соборах, собирались со всей тогда известной вселенной, по несколько сот человек в одно место, и тут вместе обсуждали все вопросы о том, как надобно право веровать? Как понимать слово Божие? Ведь все эти вопросы, которые теперь поднимают новые лжеучители вроде штундистов и молокан, давно были подняты такими же, как эти новоявленные умники, суемудрыми толкователями слова Божия, давно все обсуждены и порешены людьми мудрыми, не то, что мы грешные или разные Рябошапки да Ковали... Так не лучше ли, не безопаснее ли, прежде чем самому мне пускаться в разные мудрования, узнать поточнее, как вопросы те были тогда решены. Ведь нельзя же, в самом деле, всех этих людей, которые тогда собирались на соборы, подозревать, будто все они были люди своекорыстные, недобросовестные: история свидетельствует, что многие из них жизнь свою положили за то учение, которое они на соборах утверждали и проповедовали... Таким свидетелям грешно не верить, таких учителей грешно подозревать в недобросовестности..." — Вот как доложен рассуждать человек разумный и добросовестный, если хочет исследовать: почему Церковь наша православная верует так, а не иначе? Истина света не боится; только тот не хочет заглянуть в историю Церкви, в историю догматов церковных, кто боится, как бы ему не пришлось расстаться со своим личным мнением, которое для него стало дороже самой истины. Бранить людей, живших за полторы тысячи лет раньше нас, не зная их даже по имени, не читав истории о них, дело недобросовестное, скажу более — прямо бесчестное. А ведь именно так и поступают все эти лжеучители-штундисты, молокане и им подобные. Они твердят одно, что всю церковную историю "попы выдумали", знать не хотят святых Отцов и учителей Церкви православной, а спросите их: да кто такой был, например, Василий Великий, или Афанасий Александрийский, или Григорий Богослов? Когда они жили? Что они написали? — наверное, ни слова не скажут на эти вопросы. А между тем всех сих столпов Церкви они поносят, как будто они были какими-то их личными врагами... Где же беспристрастие? Где справедливость? Почему они, эти лжеучители, охотно верят всевозможным клеветам на сих святых Божиих, но не хотят даже заглянуть в историю, чтобы узнать: были ли эти люди такими корыстными, нехорошими, какими их представляют враги Церкви, разные немцы, анабаптисты, лютеране, кальвинисты и прочие, имже несть числа?.. Не напоминают ли они тех гордых судей, которым так рассудительно и мудро заметил праведный Никодим: "Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его, и не узнают: что он делает?" (Ин. 7; 51). Вот и ветхозаветный закон не позволял произносить суда над человеком, не узнав прежде, в чем его обвиняют, и справедливо ли обвинение, а наши деревенские умники обвиняют всю Церковь Божию, всех святых Отцов и учителей Церкви, поносят их, и не хотят даже заглянуть в книги: кого и за что бранят? И еще величаются своим беспристрастием! Не беспристрастие это, а гордость одна, та непомерная гордость, которая довела еврейских законников до распятия Христа Сына Божия. Вот кому себя уподобляют эти лжеучители самозванные, проповедники штунды и других ересей! Хвалятся они знанием Писания, но посмотрели бы они, если уж не хотят читать, хотя глазом взглянули бы, сколько книг толкования на Святое Писание написали святые Отцы! Недаром православные люди иногда целую жизнь проводят над изучением писаний святоотеческих и все же в конце концов сознаются, что это — неисчерпаемый источник богословия, благодатного назидания и мудрости духовной. И вот этим-то неисчерпаемым источником пренебрегают наши суемудрые проповедники штунды; для них толкования разных немецких выходцев и своих деревенских умников, вроде Рябошапки и Коваля, важнее всех древних учителей веры, важнее учеников апостольских, которые от самих Апостолов слышали учение Христово и, конечно, вернее наших умников понимали его, — важнее учения всех святых мужей — страдальцев за веру, каковы были Афанасий Великий, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст и многое множество других святых Отцов и учителей Церкви! Не есть ли это какая-то ребяческая самонадеянность, тем более непростительная, что дело идет о вечном спасении, о том, дороже чего для человека не может быть ни на небе, ни на земле?! Больно подумать, что эти несчастные люди когда-то были православными людьми; только вот горе: будучи людьми темными, неучеными, они не захотели обратиться за просвещением к своей матери, Церкви Православной, а пристали к каким-то немцам, которые и наклеветали им на Церковь Божию то, что внушил им исконный враг спасения — диавол, чему учил их еще расстриженный латинский монах Лютер и его последователи... Бедные простецы! Попали они вместо пастырей на волков хищных, которые и стараются из них сделать уже не только штундистов, но и прямо немцев: не тайна ведь, что в домах наших штундистов на почетном месте находят портреты не Русского Царя Православного, а немецкого — инославного... Не понимают эти несчастные люди, что немцам не вера их нужна, а нужны сами они, чтобы из них самих немцев сделать... Просвещение — дело доброе; хочешь просветиться, вере своей научиться — обратись к своей Церкви, к своему пастырю, Богом тебе данному, и он раскроет тебе сокровищницу мудрости, в писаниях богомудрых Отцов Церкви обретаемую, и будешь ты истинно мудрым человеком, ибо научишься оттуда той великой мудрости, которая, по слову праведного Иова, есть благочестие! (Иов. 28; 28), и которая, по слову брата Господня апостола Иакова, бывает кроткая, — не гордая, самонадеянная, а смиренная, целомудренная, полная милосердия и плодов благих (Иак. 3; 17). Есть ли сии признаки в наших штундистах, молоканах и им подобных сектантах? — Не нам судить дела их и поведение: Бог им будет судья праведный; одно можем сказать, что уж очень они любят хвалиться своими добрыми делами, выставлять их напоказ, а это уже плохой признак: не на почве смирения сии дела совершаются, а на почве, удобренной тщеславием, а тщеславие есть плод и родное чадо гордости, Богу противной и людям немилой... Добродетель должна быть целомудренна и стыдлива, смиренна и сокровенна, а если она выставляет себя напоказ, то это уже не есть добродетель... Да сохранит нас великий Учитель смирения — Господь наш от такой фарисейской добродетели!..

(Другие листки против штунды, молоканства и пр. №№ 20, 24, 28, 30,34,36,55,57,59, 60, 61, 63, 65, 74, 78, 79, 81, 83, 89,90, 91, 92,95,100,107,111,120,121,125,126,138,139,40,141,143,148,154,161,162, 63,172,173,176,182,184,187,190,192,195,199,209,210,212,220,225, 230,233,238,253,255,262,263,266,267,272,277,287,288,290,292,294,306,308, 312,321,322,329,333,335,336,337,345,351,359,361,362,363,364, 365,366,367,368,370,373,375,380,382,383,385,391,396,400,401,403,404,405,407,408,410,412,416,422,423,426,429,432,433,434,435,436,437,438,439,440,452,453,460,461,468,470,471,474,480,484,485,490,493,496,498,500,507,508,509,518,521,537,538,539,541,557,558,568,570,576,579,587,589,593,594,595,596,601,608,623,628,639,642,732,760,791, 792,793)

795. Письмо православного святителя к глаголемому старообрядцу

К глаголемому старообрядцу

В листке 475 мы привели исполненное любви к заблудшим слово маститого старца-святителя, Киевского митрополита Платона, обращенное им к глаголемым старообрядцам по случаю празднования девятисотлетия Крещения Руси. Приводим теперь письмо к одному из пермских старообрядцев другого святителя, в Бозе почившего архиепископа Пермского и Олонецкого Аркадия, который всю жизнь свою имел особенное отеческое попечение о заблудших ревнителях мнимой старины, написал много сочинений против раскола и даже вел переписку с некоторыми старообрядцами. Какой любовью проникнуты его письма к раскольникам, можно судить по этому письму.

Подумай, любезный, что бы тебя удерживало от вступления в общество чад Божиих? Приглашают тебя присоединиться к нашей Церкви — к истинной, Христовой, к единой Святой, Соборной и Апостольской. Ты не видишь ее, ищи, проси света, а не отвергай его. Ты веруешь, что есть Христос Спаситель, что Он есть Бог, что Он, как Бог, основал Церковь, дал обещание быть с нею во вся дни до скончания века. Веруй же, что сия Церковь есть и ныне близ тебя...

Не о речах, не о словах, не об ударениях над словами говорят, когда произносят: "Истинная Церковь есть та, которая право, неизменно сохраняет непогрешительное учение древней Церкви Вселенской и во всем пребывает ей верною". Древняя Церковь Вселенская употребляла и речь греческую, и слово латинское, и египетский, сирский и другие бесчисленные языки. Святые Апостолы какими только языками не глаголали величия Божия (Деян. гл. 2). Если б ныне кто сказал о Церкви, что она неистинна, потому что в ней книги не наши, тот показал бы глубокое незнание истины. Ибо если он считает своими книгами, например, Иосифовские только книги, тот не увидел бы истинной Церкви и в то древнее время, в которое жили святые Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, говорившие и молившиеся не по нашим книгам славянским, нашего языка совсем не знавшие. Истинная Церковь извествуется не речами, не словами, не языками, а учением, то есть истинная Церковь есть та, которая право и неизменно сохраняет непогрешимым учение древней Церкви Вселенской и во всем пребывает ей верной. Сия Церковь непогрешима, то есть и сама не погрешает, и других в заблуждение не вводит.

Почему наши патриархи: Иов, Гермоген, Филарет, Иоасаф и Никон старались исправлять богослужебные книги? Потому, что они примечали в сих книгах с книгами древней Церкви Вселенской некоторое несогласие, хотели быть в неразрывном единении с сей древней Православной Церковью и были ей верными. Сие-то непобедимое желание говорит, сие вседушное послушание просит, например, в Послесловии к "Постной Триоди" (1589 г.): "Аще что кому в ней помнится непотребно, и вы Бога ради сами исправляйте". Так было дотоле, пока не собрался освященный собор. И собор не одних российских иерархов, а и греческих, исправленные наши богослужебные книги в 1667 году рассмотрел, одобрил, утвердил, исполняя желание святейших патриархов всероссийских, и после сего послесловий, подобных прежним, в книгах уже не видим. На соборе этом были: 3 патриарха, 14 митрополитов, 8 архиепископов, 5 епископов, 25 архимандритов, 6 игуменов и 25 протопопов. Два патриарха греческих были с полномочиями от двух других. Здесь была вся Вселенская Церковь, о которой говорит, например, Игнатий Богоносец: "Для того и приял Господь на главу Свою помазание, чтобы сообщить Церкви неповрежденность ".

Ты спросишь: для чего же позволяют употреблять неисправленные книги? Для того, что есть православные христиане, которые от Церкви не хотят отделяться, но хотят употреблять неисправленные книги.

Учение веры, определенное семью Вселенскими Соборами, в исправленных и неисправленных книгах одно. Российская Церковь была и есть истинная Церковь. Она право, неизменно сохраняет непогрешительное учение древней Церкви Вселенской и во всем пребывает ей верной. Разность речей, разность некоторых обрядов, которые все равно образуют одно и то же православное учение веры, не разрушает существа веры, единства веры. И ты, не присоединившийся еще ко Святой Церкви, единоверец мне, как и я тебе. Я тебя не называю еретиком, а ты называешь меня еретиком несправедливо, по неведению. Узнай только древнее учение веры по руководству Святой Церкви, приложи его ко мне и к себе и увидишь, что мы содержим учение веры по существу одно, именно то, которое содержала древняя Вселенская Церковь, которое содержит нынешняя Российская Церковь, хотя ты сие учение образуешь не точно теми обрядами, какими Церковь нынешняя.

Тем, которые в Православной и единоверческой Церкви видят не одну веру, да и вообще ту и другую Церковь почитают отступницей от древней, укажите книги, которые были изданы при первых наших пяти патриархах. Спросите их: все ли в сих книгах согласно? В актах Археографической экспедиции (т. 3, акт № 324) значится грамота царя Михаила Феодоровича об исправлении книг. Тогда видели, говорили и писали: Ино преданием необыкло, ино же утвердилося не против греческих законов (несогласно с греческими книгами), ино же от толмачей несогласия, понеже в них не все учения философского учены, а языка своего глаголов простых не все же знали подлинно... по-русски же философских учений много лет не было...

Взгляни на одну книгу — "Требник". Например, в чине очищения в "Требнике" 1602 года, Патриарха Иова, пять молитв, а в Требнике 1616 года — шесть молитв, а во втором издании Иосифова "Требника" — десять молитв. В чине Крещения от Патриарха Филарета помещена молитва "Славим Тя, Владыко...", а в "Служебниках" прежнего времени ее нет. В "Служебниках" 1602 и 1612 годов в чине Святого Крещения повелено ставить больного младенца в купель по шею и возливать на главу воду рукой трижды, а в "Служебнике" Филарета и Иосафа обливание отменено. В Филаретовом "Требнике" 1623 года положено особое погребение священникам, а в Иоасафовом оно отменено и названо еретическим. В первом (Филаретовом) в начале чина исповеди указано, как иереям вязати и разрешати духовных детей своих, здесь же положено в Великий пост, исключая первую и последнюю недели, есть рыбу четыре дня в неделю (в субботу, воскресенье, вторник и четверток), а в Иоасафовом "Требнике" нет такого указа. Не нужно ли разве такие книги исправлять, чтобы в них было все единое и согласное с Православной Церковью?

Ты скажешь: "Вот Иосиф Патриарх и исправил". Да иосифовские-то книги более других и несходны с прежними по прибавкам, отбавкам и переменам. Это знают и раскольники, например, Семен Денисов (см. его "Вертоград Российский"). Иное неосторожно перенесено из униатских книг: например, в "Требнике" 1651 г. несколько раз читается исповедание грехов пред Богом, Богоматерью и святыми, тогда как по греческому "Требнику" покаяние совершается пред единым Господом, как и Давид исповедывался: Тебе единому согреших. Сам Патриарх Иосиф не почитал изданные при нем книг непогрешительными; он еще больше своих предшественников сознавался в неисправности печатных и письменных книг (см. Предисловие Патриарха Иосифа к Кормчей). Да посмотри, мой любезный, сам в иосифовские книги, например, Псалтирь. Следованная Псалтирь в первый раз печатает учение о перстосложении! Новость! Посмотри, а согласно ли тут учат Феодорит и Максим Грек о сложении перстов, взгляни в книгу Кириллову — и здесь не то же ли разногласие? Так, самые книги, не древние, а при первых пяти патриархах наших только изданные, требуют, чтоб их исправили, дабы им иметь между собой согласие и соблюсти согласие Российской Церкви со Вселенской. И те же самые книги свидетельствуют, что ныне служащие Богу в храмах и по исправленным, и по неисправленным книгам не еретики, а единоверцы, и отпадшаго от них, неприсоединяющегося к ним называть должно не еретиком, а раскольником, и раскольником не Российской только, а и древней Вселенской Церкви. После же сего вспомни слова Христа Спасителя: аще и Церковь преслушает, буди тебе яко язычник и мытарь.

Спеши, спеши, любезный, в объятия Матери, Святой Церкви, которая ищет, зовет тебя по материнской любви своей!