«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Чего ты не разберешь или не поймешь здесь, то Богом учрежденное учительство, Духом Святым поставленный пастырь растолкует тебе, растолкует не так, как ты захочешь, а так, как велит ему древняя Церковь. Помни, что различие нашей книжной обрядности не разрушает сущности веры, различие языков не препятствует быть единой вере, вспомни Кондак Пятидесятницы: "Егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва... ". Знай, что никакой нынешний православный российский архиерей не откажется, например, служить во всякой единоверческой Церкви по патриаршим книгам, если только сами единоверцы пожелают того. Российская Церковь единоверна с патриархами, имена которых торжественно ублажает в неделю Православия во всех соборах своих! То, что вы считаете в Российской Церкви нововведением, есть не нововведение, а древнее, общее всей истинно древней Церкви установление. Если захочешь сие узнать уверительно — можешь, тебя в этом уверят все истинно древние писания святоотеческие, все свято-покланяемые древние иконы, даже нетленные святые мощи святых, чествуемых и тобой. Представь: Царьградский патриарх Иеремия рукоположил нашего первого Патриарха Иова, Иерусалимский патриарх Феофан рукоположил нашего третьего Патриарха Филарета. Греки никогда наших особенностей старообрядских не имели. Если, допустим, этих старообрядческих особенностей держались и наши патриархи Иов и Филарет, то, виждь, они не чуждались патриархов вселенских, греческих — от них рукоположение приняли. Сам Патриарх Иосиф посылал к ним Суханова для принятия от них наставления, для получения книг, чтобы по ним исправлять свои. Все наши патриархи имели самое тесное общение с греческими, восточными, православными патриархами. Почему же ты не хочешь подражать, пользоваться столь высокими святыми примерами?! Господи, просвети лице Твое на раба Твоего, и научи его оправданием Твоим, да со всей Святой Церковью Твоей исполнятся уста его хваления Твоего!

796. Свет во тьме светится

Трудно представить себе, в каком ужасном состоянии находился род человеческий до пришествия в мир Иисуса Христа Сына Божия, Спасителя мира. Только в маленьком царстве Иудейском сохранялась вера истинная; а по всей земле царило идолопоклонство. Люди поклонялись бездушным истуканам, обоготворяли солнце, луну, звезды, землю, море, ветры, животных, рыб, птиц, даже злых духов, даже самые пороки и страсти людские. Приносили этим ложным богам в жертву не только животных, но и людей: закалали, секли и жгли на жертвенниках перед идолами своих детей, сожигали живых жен с мертвыми мужьями, совершали в честь своих идолов бесстыдные пляски, бесчестили девиц, и допускали такое непотребство, о котором срамно есть и глаголати... И все это творилось во имя богов, как будто это было дело богоугодное и священное, творилось в храмах, всенародно... И праздники, и увеселения, особенно театры и зрелища, и даже самые законы — все как бы направлено было не к тому, чтобы обуздать грехолюбивую плоть, а чтобы дать ей простор в служении ее страстям и похотям. В умах людей спутались понятия о том, что нравственно и что безнравственно, что постыдно и что похвально... Кто был Сократ? Великий мудрец древности, человек высокой, по тогдашнему, нравственности: но и он считал, например, не только позволительным, но и достойным одобрения, чтобы юноши водили греховное знакомство с публичными женщинами; одной из таких женщин он давал советы, как лучше завлекать мужчин. И это был лучший человек почти из всех, кого мы знаем в язычестве!

И однако же, по слову одного христианского писателя "душа человеческая по природе своей все же была и остается всегда христианкой". Ведь все люди произошли от одного человека; все они, в начале, до рассеяния по лицу земному после столпотворения Вавилонского, держались одной веры во единого Бога, Творца вселенной. Предавшись греху, они забыли Бога истинного, но не могли заглушить в себе голоса совести, который говорил им, что нельзя человеку жить без Бога. Правда, вместо Бога истинного они стали почитать тварей, стали обожать даже свои пороки; но и при этом между ними все же от времени до времени появлялись люди, которые пытались своим умом познать истину, найти потерянного ими Бога истинного, и при тусклом свете своей совести, омраченной грехом, как бы ощупью искали Его. Древняя Греческая история насчитывает до 50-ти мудрецов, после которых остались разные изречения, и по этим изречениям можно судить, чего может достигнуть ум человека своими собственными усилиями в искании той истины, которую открыл нам единородный Сын Божий Господь наш Иисус Христос, во всей ее полноте, потребной для нашего спасения. Для нас эта истина сияет, как солнце полуденное, и наши христианские младенцы знают о Боге больше, нежели все пятьдесят мудрецов древней языческой Греции. Нб и для нас изречения этих мудрых людей могут быть поучительны: в них мы можем видеть как бы некоторые слабые лучи света Божия в той тени смертной, в которую был погружен весь языческий мир (Ис. 9; 1, 2): в них мы можем слышать отклики бессмертного духа человеческого, который томился в этом мраке, жаждал выхода из этой тьмы и как бы стремился навстречу свету Христову... Вот почему святой Иустин мученик называет лучших из этой тьмы и как бы стремился на встречу свету Христову... Вот почему святой Иустин мученик называет лучших из этих мудрецов языческих — "христианами до Христа"; вот почему в наших древних храмах, например, в Благовещенском соборе в Москве, мы видим в притворах изображения этих мудрецов. Замечательно, что лучшие из них сами глубоко чувствовали бедность своего ума к познанию истины Божией и желали помощи свыше. Сократ говорил своим ученикам: "Не надейтесь исправить человеческие нравы, доколе Сам Бог не благоволит послать особенного Мужа для наставления нас самих". Платон, его славный ученик, несколько раз в своих сочинениях повторял такую мысль: "не быть на земле порядку, разве какой-нибудь божественный случай водворит его между людьми, — разве только Бог, сокрывшись под образом человека, разъяснит нам и наши отношения к Нему, и наши взаимные обязанности друг к другу". — Не слышится ли в этих признаниях человеческой мудрости голос души, измученной сомнениями, томящейся во мраке, жаждущей света Христова?.. Не выражается ли в них то заветное чаяние языков, ожидание Примирителя, о Котором, за две тысячи лет до этих мудрецов, предсказал патриарх Иаков? — Предлагаем нашим читателям некоторые изречения сих древних языческих мудрецов; может быть и нам, христианам, эти плоды древней языческой мудрости окажутся небесполезными.

Симониду предложили вопрос: что есть Бог? Он попросил на размышление три дня. Когда прошло три дня, он попросил на размышление еще несколько дней. Наконец его спросили: почему он так долго думает над этим вопросом, Симонид отвечал: "Чем глубже вникаю я в то, что такое Бог, тем менее объемлю Его разумом, и чем больше о том размышляю, тем труднее для размышления нахожу этот великий предмет".

Ксенофонт в своих стихах так говорил о Боге:

"Бог есть един меж людьми и богами великий,

Он не походит на смертных ни телом, ни мыслью,

Он есть весь — зренье, весь — разум, весь — слух,

Он без труда Своею силою все подвигает".

Эмпедокл говорил: "К Богу приближаться мы не можем, и взор очей наших не может достигнуть Его; не можем мы и руками обнять Его, ибо Он не имеет членов, но есть только священный и несказанный Ум, быстрыми мыслями объемлющий весь мир".

Эпихарм говорил: "Бог всегда был и не было времени, когда бы Его не было. — Ничто не утаится от Божества: знай это. Бог есть зритель наших дел, и нет ничего, чего бы не мог совершить Бог".

Фалес говорил: "От Бога не утаится даже помышляющий злое".

Периандр говорил: "Знай, что есть Судия".