«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  

Вряд ли надо доказывать, что приведенные в вопросе слухи, являются суеверием, т. е. суетной, ложной верой. Более серьезный вопрос заключается в другом: как сохранить свое сознание от всяких человеческих выдумок, пустых мнений. Для этого надо стяжать чистый дух святой веры, жить в тысячелетнем духовном опыте Православия.

Можно ли читать «Пастыря» Ерма?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  Автор «Пастыря» — Ерм (Hermas). Он принадлежал к Римской Церкви апостольского века. Имя это встречается в Послании к Римлянам (16:14). Книга эта не включена в новозаветный канон священных книг, но восточными отцами и учителями Церкви оценивалась как полезная и назидательная. Положительно о ней отзывались: Ориген, Климент Александрийский, святитель Афанасий Великий.

Где я могу почерпнуть информацию об Иосифе Обручнике?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  

Самые надежные сведения о св. праведном Иосифе Обручнике имеются в Евангелии. Их немного, но они драгоценны. Уже само избрание его Божественным Промыслом хранить девство Пресвятой Богородицы говорит о его высокой нравственной чистоте. Сколько духовного благородства открывает его желание тайно отпустить жену, которая была непраздна. С полным доверием к Богу и покорностью Его воле, 80-ти летний св. Иосиф покидает отчество и бежит в Египет, чтобы спасти Младенца. Он проявляет трогательную заботу об Отроке Иисусе: «Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» (Лк.2:48). В это время праведному Иосифу было более 90 лет. Исследователи предполагают, что св. Иосиф умер до начала общественного служения Иисуса Христа. Он ни в одном Евангелии он больше не упоминается.

Расширить наши знания об этом святом позволяет церковное предание, записанное византийским историком Никифором, который следовал священномученику Ипполиту (3 в.). Сведения, сохранившиеся в предании, вошли в житие св. праведногого Иосифа, составленное святителем Димитрием Ростовским (26 декабря). Он происходил из царского рода Давида. Родителем его был Иаков, который по правилам левиратного брака женился на вдове своего брата Илия, умершего бездетным. Отцом родившегося сына (Иосифа) в соответствии с законом считался Илий. Женат был св. Иосиф на Соломии. Она была дочерью Аггея, брата св. пророка Захарии — отца св. Пророка и Предтечи Иоанна. У них было 4 сына (Иаков, Симон, Иуда, Иосия) и 2 дочери (Есфирь и Фамарь). В Синаксаре (неделя жен-мироносиц) говорится еще о третьей дочери — Соломии, которая была за мужем за Зеведея — отца апостолов Иоанна и Иакова. Ко времени обручения ему было около 80 лет. Умер он, согласно преданию, в возрасте 110 лет. О месте погребения не упоминается. Память его вместе с пророком Давидом и апостолом Иаковом совершается в неделю по Рождестве Христовом (первое воскресение после великого праздника). Имеется Акафист св. праведному Иосифу Обручнику (Акафистник, кн.1, Нижний Новгород, 1995). Отдельное иконописное изображение помещено на сайте «Православный календарь»: http://www.days.ru/Days/dekabr'27.htm.

Откуда появились мощи преп. Марии Египетской, когда, где и кем они были обретены?

священник Афанасий Гумеров  

Недоумение, о котором Вы пишете, преодолеть легко, если внимательно прочесть полное житие преподобной Марии: «Пришедши в монастырь он [Зосима], ничего не скрывая, что видел и слышал, рассказал всем инокам о преподобной Марии. Все удивлялись величию Божию и решили со страхом, верою и любовию почитать память преподобной и праздновать день ее преставления» (Жития святых. Апрель, 1-й день). Уже у первых христиан возникла традиция считать могилы угодников Божиих святыми местами. Зосима сам был человеком святой жизни (память 4 апреля). Его рассказ о великой пустыннице вызвал глубокие переживания как у игумена Иоанна, настоятеля Иорданского монастыря св. Иоанна Предтечи, так и у всех насельников. Легко предположить, что место погребения было показано преподобным Зосимой иноком, которые «решили со страхом, верою и любовию почитать память преподобной и праздновать день ее преставления». Составителем жития преп. Марии был святитель Софроний — ученик блаженного Иоанна Мосха, автора книги «Луг духовный». Он сопровождал его в путешествиях по монастырям. В 634 году Софроний был избран Иерусалимским патриархом. Он прославился как ревнитель чистоты православного учения, замечательный пастырь и богослов. Исследователи агиографической литературы с полным доверием относятся к житию св. Марии Египетской: «За достоверность жития ручается святость писателя и его уверение в начале и в конце жития, что он писал слышанное от иноков той обители, где жил св. Зосима, рассказавший житие святой братии» (архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока, т. 3, 1 апреля). Год кончины преп. Марии известен: «По точному изысканию, она скончалась в 522 году. Известно, что она умерла в Великую пятницу 1 апреля, а это было в 522 году, ибо Зосима славился при Иустине старшем (518–526)» (архиеп. Сергий, там же). Преп. Зосиме было 53 года, когда он встретил св. Марию. Он окончил земную жизнь, как сказано в житии, «после долгой, почти во сто лет жизни». Следовательно, он умер в 70-е годы 6 века. Святитель Софроний мог слышать рассказ о подвижнице от учеников св. Зосимы.

Почему рыба является символом Иисуса Христа?

иеромонах Иов (Гумеров)  

В греческом слове ICHTHYS (рыба) христиане древней Церкви увидели таинственный акростих, составленный из первых букв предложения, выражающего исповедание христианской веры: Jesous Christos Theou Yios Soter — Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. «Если первые буквы этих греческих слов соединить вместе, то получится слово ICHTHYS, то есть «рыба». Под именем рыбы таинственно разумеется Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть. безгрешным» (Блаженный Августин. О Граде Божьем. XVIII. 23.1).