«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Тайну Пелагии хотели было утаить от народа, но не могли: ибо Богу угодно было не сокрыть, но объявить и прославить рабу Свою. И собралось великое множество народа; стеклись и инокини из монастырей своих со свечами и кадилами, со псалмами и песнопениями церковными, и, взяв честное и святое тело Пелагии, с подобающею честью внесли в ту же келлию, где подвизалась она, и там погребли.

Таково было житие бывшей блудницы, таково обращение погибшей грешницы, таковы труды ее и подвиги, коими угодила она Богу. Да подаст Господь наш Иисус Христос с нею и нам получить милость в день судный! Ему слава с Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Святой епископ Нонн был сначала поставлен епископом Едесским в 448 году. Когда Халкидонский Собор в 451 году возвратил епископу Иве Едесскую кафедру, то Нонн стал епископом в Илиополе. Из приведенного рассказа видно, что блаженная кончина преподобной Пелагии последовала, когда Нонн был епископом Илиопольским (с 451 до 458 гг.). Следовательно, кончину ее должно относить к концу пребывания его в Илиополе — около 457 года.

Один из выдающихся архиереев XX столетия митрополит Иосиф (Чернов) имел особое почитание преподобной Пелагии. Он даже составил ей акафист. Писал его юным иноком. Окончив, «очень томился духом и молил Господа дать указание. Молил преподобную принять или отвергнуть». Утром ему было видение: он находится в каком-то чудесном павильоне. На полках стоят красивые корзинки с фруктами. Инок-юноша с бьющимся сердцем смотрит на эту красоту. Вдруг влетела белая голубица и сбросила ему золотисто-красное яблоко. Он проснулся с полными слез глазами и понял, что святая Пелагия приняла его труд. Много лет спустя, в Карлаге (владыка провел в тюрьмах, лагерях и ссылках 22 года), получив в день ее памяти (8/21 октября) посылку, в которую было вложено одно яблоко, он пришел в сильное волнение и понял, что Господь через Свою угодницу укрепляет его в тяжелых страданиях: «И сегодня неслучайное яблоко! Такого красивого и вкусного я еще не ел в жизни своей». (Письмо к Р.С. Таборинской // Свет радости в мире печали: Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф. М., 2004. С. 106). У владыки Иосифа была икона преподобной Пелагии с частицей святых мощей.

Откуда пошло выражение: «Человек предполагает, а Бог располагает»?

Иеромонах Иов (Гумеров)  

Источником этого выражения является Священное Писание. В Книге притчей написано: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч. 19: 21). В той формулировке, которая приведена в вопросе, изречение впервые встречается в книге «Подражание Христу», автором которой большинство исследователей считает Фому Кемпийского (ок. 1380–1471): «Праведные в намерении своем утверждаются более на благодати Божией, чем на собственной мудрости; и в Боге полагают упование свое, что бы ни предприняли, ибо человек предполагает, а Бог располагает, и не в человеке путь его (Иер. 10: 23)». (Кн. 1. Гл. XIX: О упражнении доброго инока). Эта книга была написана на латинском языке. На латыни изречение звучит так: Homo proponit, sed Deus disponit.

Данное изречение указывает на Промысл Божий в отношении каждого человека. Планы человеческие, даже самые продуманные, несовершенны и изменчивы. Бог же творит всегда всем во благо.

Может ли родной брат быть крестным отцом брату?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  Канонических препятствий здесь нет. По существующим правилам восприемником человек может стать в 15 лет, восприемницей — в 13 лет (Указ Святейшего Синода 1836 года).

Скажите, пожалуйста, что случается с живым человеком, помянутым за упокой?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  

Бог принимает только благие прошения. Когда живой человек бывает помянут за упокой по неведению или намеренно, то это никак на него не влияет. Если это произошло непредвиденно, надо себя укорить за невнимательность; а если кто сделать это осознанно, то должен понести ответственность за зложелательство.

Откуда пошло понятие «мученический венец»?