«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В древности человек становился полноценным членом общества по мере воспитания его как достойного гражданина. Воспитание это осуществлялось благодаря усвоению им религиозных, моральных и правовых норм. Только в этом единстве и может сформироваться гражданин, которого Марк Тулий Цицерон называет vir bonus («достойный муж»). В его трактате «Об обязанностях» прилагательное bonus имеет несколько значений — честный, благонамеренный, добродетельный . Ранее Цицерона Платон писал: «Есть два рода благ: одни — человеческие, другие — божественные. Человеческие зависят от божественных. Если какое-либо государство получает большие блага, оно одновременно приобретает и меньшие, в противном же случае лишается и тех и других» (Платон. Законы. Книга I.). В Новое и Новейшее время зло пыталось и пытается прежде всего разрушить духовные основы общества. Усилия эти прикрываются фразами: «религия — частное дело», «клерикализация опасна» и проч. Из трех важнейших опор, на которых зиждется сознание достойного гражданина , оно хочет выбить самую главную — духовную. Еще до трагического опыта XX столетия было ясно: «Дай всем этим современным высшим учителям полную возможность разрушить старое общество и построить новое, то выйдет такой мрак, такой хаос, нечто до того грубое, слепое, бесчеловечное, что все здание рухнет под проклятиями человечества прежде, чем будет завершено… Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов» (Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1873 год.).

Благонамеренным гражданином христианин становится в процессе духовно-религиозного воспитания. Общество для него как раз и есть соединение тех ближних , которых, как самого себя, заповедует любить Священное Писание. Христианин должен быть чужд той беспочвенной вражды к своему обществу, как это наблюдается у революционеров и многих либералов. С другой стороны, не идеализируя земное общество, он стремится молитвой и добрыми делами вместе с другими содействовать врачеванию его болезней. Святые отцы учат, что на Суде каждый даст ответ, как исполнял обязанности на своем месте и в своем звании. Нет необходимости много говорить о том, каких граждан готовят СМИ (в большинстве семьях именно они формируют внутренний мир детей в нашей стране). Для этого достаточно прочитать проект федерального закона «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию», чтобы догадываться о масштабах переживаемой нами трагедии. Однако христианин не имеет право быть пессимистом. Надежда в любую эпоху остается одной из главных добродетелей. «Время нашей земной жизни бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь» (святитель Игнатий (Брянчанинов)).

См. также:

• Как воспитать ребенка добрым и благочестивым христианином?

Как православные христиане относятся к философии Кьеркегора?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  

Трудно найти в истории философии мыслителя, творчество которого было бы столь явным и сильным выражением его личности с ее жизненными переживаниями и недугами, как у Кьеркегора. Серен родился, когда матери было 45 лет, а отцу — 56. В 11-летнем возрасте отец его, Михаил Кьеркегор, пережил тяжелое духовное искушение. Чувство вины перед Богом и страх, сохранившиеся на всю его долгую жизнь, определили ту атмосферу в религиозном воспитании детей, какая была в этой протестантской семье. Внешнее благочестие, которым отличался С.Кьеркегор в отрочестве, оказалось нестойким. «Еще пятнадцатилетним мальчиком я преважно написал школьное сочинение на тему: «доказательства бытия Бога, бессмертия души, необходимости веры и действительности чуда». На выпускном экзамене мне опять довелось писать о бессмертии души, и мое сочинение удостоилось особого одобрения; несколько позже я получил даже премию за другое сочинение на ту же тему. Кто же поверит, что после такого блистательного, многообещающего начала я к двадцати-пяти годам от роду дошел до того, что не мог привести ни одного доказательства в пользу бессмертия души» (Наслаждение и долг, СПб, 1894, с.14). Меланхолия и мучительное чувство одиночества становятся для Кьеркегора главным жизненным настроением. «Я медленно умираю. Что может развлечь меня? Вот если бы я увидел верность, восторжествовавшую над всеми испытаниями, увлечение, все преодолевающее, веру, двигающую горы, если бы я провидел торжество мысли, примиряющее конечное с бесконечным… Но ядовитое сомнение разрушает все. Моя душа подобна Мертвому морю, через которое не пролететь ни одной птице, — достигнуть середины, она бессильно падает в объятия гибели и смерти» (Наслаждение и долг, с.17).

С.Кьеркегор был физически слабым, душевно хрупким, ранимым и болезненным. Легко понять, почему категория «экзистенция» (существование) стала центральной в его творчестве. Абсолютизация личного начала, какое бы эстетическое обрамление оно не получало, неизбежно ведет к присвоению истины. Человек считает верным лишь то, что соответствует его интересам. Мотивы разрыва с невестой Региной Ольсен (после 11 месяцев помолвки) совершенно прозрачны, хотя некоторые исследователи видят здесь что-то загадочное. Сам он писал: «Пусть восстанет на меня весь свет, пусть спорят со мною все схоластики, я все-таки прав<…> Быть может, ее манила возможность счастья. Это не моя вина, я сам соблазнился мечтой о нем, но стоило бы мне попытаться воплотить мечту в действительность — все погибло бы, и тогда уже поздно спасаться и мне, и девушке» (Повторение. Опыт экспериментальной психологии, М.,1997, с.91).

Угрозу личному началу Кьеркегор видел прежде всего в рационалистической философии, начавшейся с Р.Декарта и достигшей апогея в системе Г.Гегеля. Философия последнего, владевшая тогдашними умами, действительно, по своему духу деспотична. Не случайно тоталитарная марксистская идеология считает Гегеля одним из своих источников. Настаивая на экзистенциальном характере истины, признавая ее принадлежностью только личности, Кьеркегор приходит к отрицанию и протестантизма с его рационализмом и морализмом. Верно замечая недостатки лютеранства, он не идет к истинному христианству апостольского века. Трагедия Кьеркегора была в утрате христианства. Показательно, что основные идеи Кьеркегора восприняли такие нехристианские мыслители, как Л.Шестов и А.Камю.

Только на почве крайнего антропологизма могла возникнуть у Кьеркегора антиномия этического и эстетического («или — или»). В Боге соединены премудрость, правда и красота: «Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные. Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек» (Пс.110:2–3) . Подлинное добро всегда прекрасно, а истинно прекрасное — непременно ведет к благу.

Не противоречит ли служба в армии канонам Святой Церкви?

иеромонах Адриан (Пашин)  Честно выполнять свой долг перед Отечеством никогда не противоречило канонам Церкви, в любое смутное время.

Как найти духовного отца?

Архимандрит Тихон (Шевкунов)