«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

О супружеской близости во время поста

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  

Прежде всего надо искренне просить у Бога помощи. Из жития святых мы знаем, что по молитвам к Господу люди избавлялись от телесного разжжения. В самых трудных искушениях они выдерживали брань. По мере воцерковления также будет слабеть плотская потребность.

Многое зависит от внутренней настроенности. Если человек понимает святость поста, то ему не трудно справиться со своими желаниями, потому что он знает, что вредит самому главному делу своей жизни — спасению.

Почему у меня постоянно происходят колебания относительно веры?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  

Не дано было знать тайны Царствия Небесного фарисеям, которые считали себя праведниками. Грех гордости ослепил их духовно. Они не только не признали Иисуса Христом, Сыном Божиим, но злостно клеветали на Него. Людям же, принимающим Христа, открыты благодатные источники веры. Начинается она с маленького, едва заметного, росточка: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк.9:24) . Обратим внимание на то, кто это произнес: отец тяжко болящего сына. Этот молитвенный вопль со слезами вырвался в ответ на вопрос Спасителя «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (9:23). Когда мы постигаем всем своим существом, что нам может помочь только Христос и никто, кроме Него, не может исцелить нас от греха и спасти от вечной смерти, вера наша обретает добрую почву и дает плод. Мы не можем найти Христа и получить от него спасительную помощь, минуя Церковь. Только в ее благодатном молитвенном опыте, в ее святых таинствах мы рождаемся духовно и соединяемся с Христом, Которого св. апостол Павел называет Начальником и Совершителем веры (Евр.12:2). Церковь там, где Христос, потому что Он ее Глава, а она — Его Тело (Кол.1:24). А что может быть первичным в нашей жизни, кроме Бога?

В чем учение Христа? Оно величественно и просто, как все Божественное. Его предельно кратко выразил Апостол Павел: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим.1:15). Если мы не только умом, но и сердцем примем эту истину, тогда Евангелие откроется для нас как Благовестие о нашем спасении и нам будут доступны тайны Царствия Небесного. И самая великая из них — любовь: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин.15:12–17).

Чтобы вера наша перестала быть зыбкой, нужен труд. Он начинается с молитвенного обращения к Богу. Даже апостолы просили Иисуса Христа: «умножь в нас веру» (Лк.17:5) . И Господь подает. Но чтобы росток нашей веры не заглушили терния, надо очищать себя от них (от себялюбия, греховных навыков и привычек, страстей, духовной расслабленности и лени). Никто не исклюет семена нашей веры, если мы будем чаще удаляться мирской суеты и полюбим Храм, где «в крове Бога Небесного» (Пс.90:1 ) вера наша будет защищена от всего вредоносного, возрастет и принесет добрый плод. Наконец, нужно почву души умягчать и согревать. Ничто так не делает ее каменистой и холодной, как себялюбие, сосредоточенность на себе. Побеждать это надо добрыми делами и деятельной любовью к людям, помня, что: «вера без дел мертва» (Иак.2:20).

Как правильно понимать заповедь о почитании родителей?

Архимандрит Тихон (Шевкунов)  

Десять заповедей, данных Господом Богом Моисею на горе Синай, в которые входит и та, о которой Вы спрашиваете, можно разделить на две части. Первые четыре говорят об отношениях человека к Богу. Шесть других — об отношениях человека к человеку. Так вот, отвечая на Ваш вопрос, хочу обратить внимание, что непосредственно сразу после заповедей о любви к Богу в Десятословии следует заповедь о почитании родителей. Потом уже идут: «Не убий», «Не укради» и все остальные. Уже из этого можно заключить какое значение придает Сам Господь Бог исполнению Его воли о почитании родителей. Раньше слова этой заповеди знали с самых младых ногтей: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле».

Кроме того, эта заповедь уникальна и еще по одной причине: она единственная, в которой Господь нечто обещает человеку, а именно великую награду за исполнение этой заповеди уже в нынешней жизни. Вдумайтесь: «да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». Время нашей земной жизни и благополучие человека непосредственно связаны с исполнением заповеди о почитании родителей.

Как же правильно почитать отца и мать? Конечно же, в первую очередь любить их, быть им искренне благодарными, слушаться их во всем, что не противоречит воле Божией, не судить их поступки, быть терпеливыми к их немощам, заботиться о них до самой их смерти, а по отшествии их из этого мира, усердно молиться об их упокоении. Все это — наш святой долг перед Богом, перед самими родителями, перед нашими детьми, которые воспитываются, в первую очередь, не на словах, а на наших поступках. И, несомненно, долг перед самими собой, если мы хотим себе благо в жизни, как и сказано в заповеди.