«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

иеромонах Иов (Гумеров)  

Православный христианин во всех жизненных обстоятельствах должен быть верен этому высокому званию. Поведение его должно быть естественным. Избегая показного фарисейского благочестия, он всегда должен помнить, что призван быть исповедником своей спасительной веры и побеждать в себе малодушие. Архиепископ Серафим (Соболев; 1881–1950), архиерей высокой духовной жизни, писал: «К великому сожалению, и до сих пор большая часть русских людей, по крайней мере, проживающих за границей, не может расстаться с этим позорным и гибельным стыдом, и хотя имеет православную веру, но ее не исповедует как свою господствующую силу. Поэтому к ним относятся слова Христа: А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф.10:33). Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк.8:38). Приведенные слова Христа показывают, что недостаточно только веровать православно: надо еще нашу веру исповедовать, если мы не хотим быть отверженными от Бога за наш ложный стыд, который, конечно, исходит из нашего тщеславия. А грех тщеславия так велик, что при нем нельзя даже иметь истинной спасительной веры во Христа, почему Он и сказал: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу (Ин.5:44). Разумеется, мы не имеем исповеднической веры не только по тщеславию, но и по другим основаниям. Мы скрываем свое православие в силу страха от смертельной опасности, что в особенности наблюдается теперь в России; или — вследствие опасения лишиться временных для нас выгод, что имеет место не только на родине нашей, но и здесь, за границей» (Русская идеология. Гл.3). Необходимо прилагать разум ко всем обстоятельствам, снисходить порой к духовным немощам окружающих нас людей, но никогда не идти на поводу их. Нужно угождать Богу. Люди же могут соблазнятся по любому поводу. Архиепископ Александр (Толстопятов; 1878–1945), немало лет проведший в лагерях, вспоминал двух архиереев, находившихся с ним в заключении. Один любил всегда молиться уединенно. При всякой возможности уходил в укромное место, где никто не мешал ему совершать духовный труд. Люди соблазнялись и говорили: никогда не молится. Другой архиерей умел общаться с Богом при любом многолюдстве. Те же самые люди вновь соблазнялись и говорили: молится на показ. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом (Фил.4:5–6).

Правда ли что за многочисленные грехи Ангел-Хранитель может покинуть человека?

иеромонах Иов (Гумеров)  

Ангел-Хранитель дается человеку в крещении на всю жизнь. Если человек ведет порочную жизнь, он отходит от него, потому что с его святостью несовместим греховный смрад, который от такого человека исходит. Однако совсем такого человека Ангел-Хранитель не оставляет. Удалившись от него, он продолжает молиться за того, кто находится под его небесным покровительством. Когда человек духовно пробуждается, приносит покаяние и начинает исправлять свою жизнь, Ангел-Хранитель к нему возвращается.

Считается ли самоубийством смерть от передозировки наркотиками или алкоголем?

иеромонах Иов (Гумеров)  

Нет. Самоубийством является осознанное лишение себя жизни. Оно совершается в состоянии отчаяния, крайнего уныния, уязвленной гордости, потери всякого смысла жизни. Общей духовной почвой всех проявлений этого смертного греха является неверие и отсутствие надежды на Бога. Когда же человек умер от сильного опьянения, от передозировки наркотиками или трагически погиб по причине крайней беспечности, то не считается самоубийцей, если не хотел смерти. Духовная жизнь требует точных определений. Ничего приблизительного в оценках допускать нельзя. К сожалению, такие высказывания встречаются. От них может быть только вред. Конечно, родным и близким тяжело, когда человек умирает, побежденный страстью. За такого человека надо усиленно молиться, потому что ему очень трудно. Но никто не может лишать его отпевания и церковного поминовения.

Жизнь одна из величайших тайн Божиих. Среди даров, данных Богом человеку, она есть первый и самый ценный дар. Поэтому расточать этот дар, сокращая жизнь удовлетворением страстей, порочными навыками, нездоровым образом жизни является серьезным грехом, и Господь на Суде за это взыщет. Человек не должен быть озабочен стремлением к долголетию, ибо времена и сроки в руках Божиих, но он должен избегать греховного небрежения к Божественному дару.

Можно ли владельцам казино причащаться?

Иеромонах Иов (Гумеров)  

Игромания (лудомания; от лат. ludus — игра) является одним из видов зависимости, постепенно переходящей в психическое расстройство. Привязанность эта представляет собой разновидность наркомании. Постепенно разрушается не только личность, но и весь строй жизни человека. Эта деформация проходит на фоне болезненного для человека профессионального, финансового и социального кризиса (отчуждение и разрыв отношений с близкими родственниками, друзьями и знакомыми). По мнению наркологов, проблемы лечения игромании острее, чем при обычной наркомании. Гибельная зависимость игрока имеет демоническую природу. Это отмечают те, кто имел горький опыт игорных увлечений (например М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский и др.). Колесо рулетки имеет 38 пронумерованных ячеек: числа от 1 до 36 и два зеленых «числа» — 0 и 00. Если сложить все числа в рулетке от 1 до 36, то получится число 666.

Правила Православной Церкви запрещают как пагубный грех все виды азартных игр: «Никто из мирян и клириков впредь да не предается предосудительной игре. Если же кто усмотрен будет творящим сие, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен от общения церковного» (50-е правило VI Вселенского Собора). Суровой эпитимии подлежат не только играющие, но — и в гораздо большей степени — владельцы игорных домов. Они обогащаются на грехе и трагедии многих людей. Поэтому пастыри Церкви запрещают допускать их до величайшей святыни: «Прежде всего не должно вовсе допускать ко святому причастию людей, не изъявляющих решимости оставить смертный грех, например продолжающих блудное сожитие, затем содержателей притонов разврата, преступных игорных домов и т. п. Убийц, грабителей, насильников, женщин, вытравливающих плод, и девиц, а также докторов и мужей, помогающих им в этом, затем мужеложников, скотоложников, прелюбодеев, соблазнителей, сознательных осквернителей святыни должно непременно лишать причастия на несколько лет и никак не менее года, если их покаяние тепло и искренно» (Митрополит Антоний Храповицкий. Исповедь. Епитимии).

Если даже владелец казино придет в храм и на исповеди будет каяться, то его покаяние недействительно, пока он остается профессиональным соблазнителем. Исповедь не игра в покаяние, а полное раскаяние в содеянном. Если человек не оставит свои греховные занятия, то его лицемерную исповедь Господь не принимает. В храм он ходить может. Однако надо помнить, что плодов духовных это не даст, пока он не очистится и не исправится. Выход один — решительно оставить эту игру на краю бездны.