«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  

В нашем обществе, наверно, нет ни одного православного человека, у которого не нашелся хотя бы один близкий человек (в семье, на работе, в кругу друзей), упорно противящийся вере. Люди эти очень разные, поэтому нет единого универсального подхода. Однако существуют правила и принципы, которыми мы должны руководствоваться. Заповедь, запрещающая осуждать, разумеется, распространяется и на активных атеистов. Их надо искренне пожалеть. Душа их больна, поражена недугом слепоты. Они не видят целый мир, который не только реально существует, но глубоко проникает в мир видимый. Надо решительно оставить мысль об их неисцелимости. Величие христианства заключается в частности и в том, что оно ни одного человека до последнего его издыхания не считает духовно безнадежным. Надежда — одна из трех главных добродетелей нашей спасительной веры. В святцах есть имена людей, бывших когда-то разбойниками, которые духовно воскресли, превзошли нас своими подвигами и стали святыми.

Каким бы не казалось нелегким общение с ними, мы не должны устраняться от них, тем более не допустимо идти на разрывы жизненных связей. Нет в мире ничего случайного. Господь ждет, что мы им поможем.

Беседы с ними проходят трудно. Они не только не дают положительного результата, но почти всегда оставляют в душе какой-то осадок. Поэтому опытные наставники решительно не советуют обсуждать с ними какие-либо религиозные вопросы. Только тогда, когда появиться хоть малая степень искреннего интереса, тогда это можно делать спокойно, разумно, ненавязчиво.

Конечно, есть много людей с сознанием, отравленным предубеждениями и ложью, но большинство людей страдает элементарным неведением. Нам не удается обращать близких к вере чаще всего, потому что не имеем плодов духовной жизни. Самая сильная проповедь — проповедь делами, образом своей жизни. Окружающие нас нецерковные люди, к сожалению, видят лишь внешние признаки нашей веры. Если бы они увидели, что православные люди исполнены любви, всегда радостны, с ними просто и легко, от них исходит тепло, тогда и они потянулись бы за нами. К такой проповеди призывает наш Божественный Учитель: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Христиане первых веков обратили в христианство языческий мир Средиземноморья, потому что они засвидетельствовали истину спасительного учения своей высокой духовно-нравственной жизнью.

Состою в венчанном браке чуть более года, но муж подал на развод, как поступить, ведь венчанные пары церковь не разводит?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  

Церковь принципиально против разводов: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф19:6). Когда же люди грехом и своей нравственной немощью разрушают брачный союз, Церковь не может настаивать на сохранении реально не существующей семьи. Вопрос о расторжения такого брака подлежит суду правящего архиерея. Если при исследовании устанавливается преступление против брака одного из супругов, то на него налагается епитимия (духовное наказание). Если же другая сторона супружеского союза не виновна, то она остается в церковном общении и имеет право на новый брак с другим лицом. Разумеется, прежде чем будет дано разрешение на развод, делается попытка примирить супругов. Они должны знать, что церковный брак — таинство, которое совершается не только в храме, но и на Небе. Господь благословил семью и соединил мужа и жену в особый жизненный союз. Разорвавший эти узы должен будет дать ответ на Суде.

Если что-то зависит и от Вас, постарайтесь сохранить брак. Если от Вас ничего не зависит, Вы не должны соучаствовать в разводе, чтобы не иметь ответственности за случившееся.

Как быть с близкими, если они оккультисты?

иеромонах Иов (Гумеров)  

Дорогой М.! Пройдя через трагический опыт прикосновения к бездне, Вам нужно постоянно благодарить Бога, что не погибли. Теперь Вам надо вести себя очень разумно. Отношения человеческие со знакомыми нужно сохранить. Не презирайте их, но смотрите на них как на духовно больных. Прежние формы общения с бывшими друзьями сохраниться не могут. Для Вас руководством должно быть Слово Божие: Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2Кор.6:15). Падшие духи, в плену которых они находятся, опытнее Вас.

«Они совершают дело погубления человеков с несравненно большим успехом, чем злонамереннейшие человеки. Повреждение человеков заключается в смешении в них добра со злом; повреждение падших духов заключается в полном преобладании зла, при совершенном отсутствии добра. Способности падших духов далеко превосходнее способностей падших человеков, которые связаны в своих начинаниях самою тяжестью и дебелостью своего тела. Демоны свободно и быстро обтекают вселенную, свободно совершают и такие дела, которые вовсе невозможны для человеков (Иов.1:7). Человеки должны поневоле удовлетвориться тою опытностью во зле, которую они стяжавают во время краткой земной жизни; их злые намерения уничтожаются сами собою в тот час, когда они поневоле оставляют поприще земной жизни, будучи востребованы на суд Божий и в вечность. Демонам, напротив того, предоставлено пребывать на земле со времени их окончательнаго падения (Бытие 3,14) до кончины мира: всякий легко может представить себе, какую опытность в творении зла стяжали они в такое продолжительное время, при их способностях и постоянной злонамеренности, нисколько не растворенной никаким благим стремлением»

Святитель Игнатий (Брянчанинов).