«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

По жребию был выбран патриархом митрополит Новгородский Никон (1605–1681). Возникший при нем церковный раскол не дает права подвергнуть сомнению, что в этом избрании была воля Божия. Первый царь избранного народа Саул закончил правление крайне неблагополучно, но избран он был Богом: «Господь открыл Самуилу за день до прихода Саулова и сказал: завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему — Израилю» (1 Цар. 9: 15–16). Мы не должны оценивать пути Господни с помощью ограниченного человеческого разума.

Избрание патриарха на Поместном Соборе 5/18 ноября 1917 года проходило в храме Христа Спасителя после молебна перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Старец Алексий Зосимовский, человек святой жизни, из трех кандидатов (архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон) выбрал того, кто при открытом голосовании набрал меньше первых двух. Митрополит Антоний, получивший при голосовании больше половины голосов (309), позже писал Патриарху Тихону: «Сие избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности, товарищами Вашими по академии. Подобно тому, как полтораста лет тому назад мальчики в Новгородской бурсе дружески, шутя над благочестием своего товарища Тимофея Соколова, кадили перед ним своими лаптями, воспевая ему величание как Божиему угоднику, а затем их внуки совершали уже настоящее каждение пред нетленными мощами его, то есть Вашего небесного покровителя Тихона Задонского, так и Ваши собственные товарищи прозвали Вас патриархом, когда Вы были еще мирянином и когда ни они, ни Вы сами не могли и помышлять о действительном осуществлении такого наименования».

Надо особо сказать о тех, кто, находясь перед выбором, любит прибегать к жребию. Это не должно делать. Господь дал нам разум, чтобы, восходя постепенно в духовной жизни, стяжать дар рассуждения. Если так легко можно с помощью жребия решать вопросы, то не нужны были бы опытные наставники, ни труды, чтобы познать истину. Человек, прибегающий к жребию, легко попадает в искушение. После жребия, не имея крепкой веры, он начинает мучиться сомнением в том, что жребий указал волю Божию. Сомнения растут, но он боится отказаться от исполнения того, что указано жребием.

При трудности принятия решения надо усиленно помолиться, читая в течение некоторого времени акафисты или каноны Господу или Матери Божией. Приступая к чтению и после него каждый раз просить вразумления. Опыт показывает, что борьба помыслов затихает и становится ясно, что надо делать. «Молитесь, да будет воля Божия; вы знаете, что нет ничего лучше воли Божией» (святитель Филарет Московский).

Богослужение и обряды

Что такое молебен, как его правильно заказать?

Иеромонах Иов (Гумеров)  

Молебен — богослужение, содержание которого составляет сугубое моление ко Господу Богу, Пресвятой Богородице или святым. По своему составу молебен представляет собой сокращенную утреню. Основными частями молебна являются: тропари, канон, Евангелие, ектения, молитва.

Молебны бывают благодарственные и просительные. Последние совершаются по поводу событий и нужд общественно-церковной или частной жизни (путешествие, начало дела, болезнь, освящение воды, стихийные бедствия, нашествие иноплеменников, эпидемия, неурожай и проч.). Они могут совершаться в храме, дома, в общественных местах и на природе.

Чинопоследования содержатся в особой богослужебной книге, называемой «Книга молебных пений», а также в «Требнике».

Подавая записку, надо указать: вид молебна (благодарственный, о путешествующих и т. п.) и кому совершить моление (ко Господу Богу, Пресвятой Богородице). Если молебен заказывается святому (оному или нескольким), то надо указать его имя. Далее необходимо перечислить имена тех, за кого предстоит совершить молебен.

Богословие

Как противостоять «свидетелям Иеговы», утверждающим, что в Библии не говорится о том, что праздновать Пасху надо так, как это делают православные?

Иеромонах Иов (Гумеров)