«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3) . У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение Христово положило начало новому Израилю — «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9) . Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Воскресение — день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха. Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:9-10). Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу.

Установление Вселенской родительской мясопустной субботы восходит к первому христианскому веку. В Синаксаре на этот день (Триодь постная ) говорится, что святые отцы узаконили, от священных апостолов приемше, творить в сей день память всех от века благочестно скончавшихся человеков . День этот выбран потому, что мясопустная неделя напоминает о будущем Страшном суде. Накануне этого дня, в субботу, как бы предшествующему Суду, Церковь усиленно молится о всех своих усопших чадах, умоляя Господа явить им милость и сделать участниками вечной блаженной жизни.

Как и мясопустная, родительская суббота перед днем Пресвятой Троицы, называется вселенской. Обычай совершать поминовение в этот день также восходит к апостольскому веку. Именно в эту субботу возносится молитва за всех людей, от века усопших в надежде воскресения и жизни вечной, потому что в день Пятидесятницы сошествием Животворящего Пресвятого Духа во всей силе явилось Царство Христово. Поэтому Церковь накануне этого праздника молится о всех прежде усопших своих чадах, чтобы они были собраны в Небесном Царстве и сподобились вечной благодатной жизни.

В продолжение Великого поста Церковь не совершает обычных ежедневных поминовений (панихид, литий). Для восполнения этого, чтобы умершие не лишились спасительного предстательства Церкви, установлено совершать поминовения в субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста.

Димитриевская родительская суббота совершается в ближайший день перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября (н.с.)). Установлена она после битвы на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.) по благословению преподобного Сергия Радонежского. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Каков чин отпевания Патриарха?

Иеромонах Иов (Гумеров)  

Святейшего Патриарха Алексия II отпевали, согласно его воле, иерейским (священническим) чином. До 1767 года архиереев в Русской Православной Церкви отпевали по монашескому чину. Впервые отпевание по священническому, а не по монашескому чину было совершено над скончавшимся 18 апреля 1767 года и погребенным в Чудовом монастыре в Кремле митрополитом Московским и Калужским Тимофеем (Щербацким). Это было закреплено особым указом и возведено на степень общего правила. В нашем, отечественном, Требнике этот чин отпевания священников был впервые напечатан в 1658 году при Патриархе Никоне. Заимствован он из печатных греческих книг. Чин отличается большей продолжительностью и большею торжественностью по сравнению с другими погребальными чинами.

Выдающийся знаток церковного устава святитель Афанасий (Сахаров) пишет об отпевании архиереев священническим чином: «Мне самому Господь судил принять участие в погребении Святейшего Патриарха Тихона, и я ни от кого не слышал и сам не чувствовал какого-либо огорчения за почившего Первосвятителя. Мы, окружившие дорогой гроб, умилялись дивными глубоко содержательными песнопениями и молитвословиями совершавшегося чина, совсем забыв о том, что он носит название «погребение священников»» (Афанасий (Сахаров), святитель. Собрание писем. М., 2001. С. 21).

Тело усопшего архиерея или священника облачают в соответствующие званию одежды. «В правую руку умершего архиерея или священника влагается крест, а на груди полагается Евангелие, в возвещении людям которого состояло и само их служение. Диакону влагают в руки кадило. Лицо умершего архиерея и священника покрывается воздухом в знак того, что они были совершителями таин Божиих, и особенно Святых Таин Тела и Крови Христовых (воздух не снимается во время погребения) » (Гермоген Шиманский. Литургика: Таинства и обряды. Погребение умерших согласно традиции Православной Церкви. Прим. 2).

Покрытие лица также символически означает, что усопшего священнослужителя покрывает всесильная десница Господа. Поэтому в конце отпевания, когда выносится гроб, вместо обычного «Святый Боже…» поются ирмосы Великого канона святого Андрея Критского «Помощник и Покровитель…».

Сразу же после возгласа «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков» читается 17-я кафизма (118-й псалом): «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни…». Звучит величественная библейская песнь о пути к вечной жизни для тех, кто стремится всей своей жизнью исполнить Божественный закон. ««Непорочны» — это песнь о законе, это исповедание души, восторгающейся Божиим законом, скорбящей о своих отступлениях от него, умоляющей Господа быть милостивым. На воскресной утрени это исповедание от лица всех предстоящих, потому оно поется все подряд, без всяких припевов. На заупокойных богослужениях это исповедание от лица усопших. Но и живущие — предстоящие, не желая оставаться только слушателями и свидетелями этого исповедания, прерывают его частыми воззваниями ко Господу и от себя, и от лица всей Церкви… Христианин и в скорби сохраняет бодрость духа. Создавать и поддерживать именно такое бодрое настроение имеет в виду наше православное богослужение вообще, заупокойное в частности. Выбор для заупокойных служб 17-й кафизмы объясняется именно таким намерением Церкви. 17-я кафизма, как мы видели, вовсе не специально заупокойная. Наоборот, она более воскресная; лишь способом исполнения и делаемыми к ней добавлениями отличается она на заупокойных службах от воскресного ее употребления» (Афанасий (Сахаров), святитель. Поминовение усопших по Уставу Православной Церкви. Глава 2). 118-й псалом напоминает нам, что жизнь на земле есть странствование, целью которого является достижение блаженства в вечном своем отечестве: «Пришлец аз есмь на земли, не скрый от мене заповеди Твоя» (118: 19).

Чтение 118-го псалма дважды прерывается заупокойной ектенией, в которой возносится прошение упокоить усопшего «в месте светле, в месте злачне (изобилующем злаками), в месте покойне».

По прочтении последней статьи 17-й кафизмы исполняются тропари, а затем еще раз малая заупокойная ектения, после которой хор поет: «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя, и сия всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая яко Благ прегрешения их, вольная и невольная, и вся яже в ведении и не ведении, Человеколюбче». Слава, и ныне : «От Девы возсиявый миру, Христе Боже, сыны света Тою показавый, помилуй нас».