«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Церковь как чадолюбивая мать имеет сугубое попечение о своих детях. Она их родила, она заботится о их благе (земном и небесном). Это совершенно естественно. Можно применить и другое сравнение, которое часто встречается в христианской литературе. Церковь — корабль спасения в бурном и опасном житейском море, доступный всем. Кто доверился ему, кто взошел на него, должны непременно достичь желанной пристани. Кормчий, команда и все совершающие это необычное плавание, отдают этому все свои силы. Трудно спасать того, кого нет на спасительной палубе, нелегко помочь тому, кто не просит о помощи. Но все же Церковь молится и о тех, кого нет в ее ограде. Она молится о мире и живущих в нем. К этому призывает святой апостол Павел: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2:1–4). Это моление содержится в 3-м прошении Великой (мирной) ектении: «о мире всего мiра». Продолжением и расширением этой молитвы является 8-е прошение: «о благорастворении воздухов, о избили плодов земных и временех мiрных». Затем на литии во время великой вечерни молитвенное ходатайство за мир усугубляется: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мiр Твой милостями и щедротами». Только после этого идет прошение за верных: «возвыси рог христиан православных».

Еще в 19 веке были попытки сузить объем 3-го прошения Великой ектении. Против этого возражал святитель Филарет Московский: «Православная Церковь молится о соединении Церквей так, чтобы соединение православных Церквей существующее было благодатью Божией сохранено, и чтобы благодатью Божией восстановлено было соединение с Православной Церковью и тех Церквей, которые отделило от них какое-либо неправое учение <…> А что и в литургии верных можно молиться о воссоединении Церквей, отделившихся от Православной, о том зри в литургии Василия Великого молитву «Утоли раздоры Церквей». Раздоры Церквей оттого, что иная Церковь не покоряется в некоторых частях православному учению, и, следовательно, впадает в состояние раскола. Святой Василий и такую Церковь не исключает из своей молитвы: «Утоли раздоры Церквей» (Значение церковной молитвы о соединении Церквей. — Избранные творения, М., 2004, с. 316–17).

Молитвенные прошения об оглашенных, строго говоря, относятся тем, кто уже готовиться принять святое крещение. В этом убеждает и возглас священника в конце евтении: «Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Но так как в настоящее время в нашей Церкви нет древнего института катихумената, то можно содержание ее расширить и, когда диакон произносить прошения за оглашенных, про себя молитвенно вздохнуть за тех близких, которые еще не родились водою и Духом для спасительной жизни в благодатном молитвенном опыте Церкви.

Келейно же можно молиться за любого человека, побуждаясь к этому заповедью евангельской любви: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:44–48).

Не являются ли чисто магическими ритуалами такие требы, как освящение машин, квартир, офисов и т. д?

иеромонах Иов (Гумеров)  Магия (греч. mageia; от перс. mogh — огнепоклонник) — воздействие на людей или окружающий видимый мир демонических сил с помощью определенных заклинательных действий. Освящение дома или важных для жизни человека предметов (корабля, колесницы, машины) представляет собой краткий молебен. Священник молитвенно просит Бога благословить дом, живущих и трудящихся в нем. При освящения транспорта он молится к Господу: «ниспосли благословение Твое на колесницу сию и ангела Твоего пристави к ней, да шествующии в ней им храними и наставляеми, в мире и благополучии путь свой совершивше, Тебе славу и благодарение воссылают, хвалящее Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Каждение и окропление святой водой является духовно-очистительным действием. Опытно известно, что этим прогоняются бесовские силы.

Почему в некоторых местах Литургии архиереи снимают омофор?

иеромонах Иов (Гумеров)  

Омофор (греч. omos — плечо и phero — несу) одно из семи облачений архиерея. Он представляет собой длинную широкую ленту с изображениями четырех крестов. Надевается поверх саккоса. Огибая шею, он спускается одним концом на грудь, другим — на спину (большой омофор). Еще есть более короткий малый омофор, который спускается обоими концами на грудь. Большой омофор возлагается с начала Литургии (до чтения Апостола); малый — после чтения Евангелия. Поскольку омофор покрывает плечи, то по-славянски он называется еще нарамником (слав. рамо — плечо; рамена — плечи).

Омофор символически изображает благодатные дарования архиерея как священнослужителя, поэтому без омофора архиерей священнодействовать не может. Он изображает также заблудшую овцу (т. е. погибающее человечество) которую Добрый Пастырь Христос Спаситель несет на Своих плечах (Лк.15:4–7). Поэтому диакон при облачении архиерея в омофор произносит: «На рамех, Христе, заблуждшее взяв естество, вознеслся еси, Богу и Отцу привел еси, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь».

Во время совершения Литургии омофор несколько раз снимается и надевается. В омофоре архиерей остается в те моменты, когда сам символизирует собою Христа. Снимает же при чтении Евангелия, во время Великого входа, при освящении Святых Даров, так как в это время священнодействует Сам Христос. Перед возгласом Святая святым омофор надевается и не снимается до конца Литургии.

О символическом значении снятия омофора пишет преп. Исидор Пелусиот († ок. 435) «Омофор епископа, сделанный из волны [шерсти], а не из льна, означает кожу заблудшей овцы, которую Господь, взыскав, воспринял на рамена Свои. Ибо епископ, как образ Христа, исполняет дело Христово и облачением своим показывает всем, что он уподобляется благому и великому Пастырю. Будучи поставлен нести на себе немощи паствы. Вникни же точнее. Когда приходит при открывании достопокланяемого Евангелия Сам истинный Пастырь, тогда и епископ восстает и слагает с себя уподобляющий его Христу образ, давая тем знать, что предстоит Сам Господь, Вождь пастырей, Бог и Владыка» (Комиту Ермину. Письмо 136. — Письма. М., 2000, т. 1,с. 66–67).

Допускаются ли земные поклоны после субботней вечерней службы?

иеромонах Иов (Гумеров)