«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Правила приготовления ко святому Причащению в великопостные седмицы и во дни, когда поста нет, одни и те же: молитвенно прочитать «Последование ко святому Причащению» и три канона (Спасителю, Богородице и ангелу-хранителю), соблюдать пост. Необходимо быть накануне на вечернем богослужении. Исповедаться во всех грехах от последней исповеди. Хранить себя от развлечений и суетных занятий. Самое главное — приготовить себя духовно. Время Великого поста для этого наиболее благоприятно. «Итак, вот в чем должно состоять приготовление к принятию Святых Таин: во-первых, должно приступать к Святым Тайнам с помыслом и умом чистым; во-вторых, пост соблюсти в чистоте; в-третьих, очистить себя покаянием и, наконец, в-четвертых, приступать и со страхом. Все ли тут сказано? Нет, нужно еще приступить и с любовью и верою, как и говорит святая Церковь: верою и любовью приступим, да причастницы жизни вечные будем! — И это самое главное. Поэтому, приготовляясь к Причащению тем, что сказано, не забудем и о вере и любви» (Пролог, 25 марта).

Что касается поста, то существующая уставная традиция вполне по силам любому, у которого нет каких-то особых заболеваний. Надо держаться меры. Если есть недуги, то можно, поговорив со священником, сделать такое послабление, которого требует болезнь.

Почему в канонах отсутствует вторая песнь?

иеромонах Иов (Гумеров)  

В основу наших канонов легли библейские песни: 1-й песни канона — песнь Моисеева (Исх.15:1-19); 2-й песни — песнь Моисеева (Вт.32:1-43); 3-й песни — песнь Анны (IЦар.2:1-11); 4-й песни — песнь Аввакума (Авв.3:1-19); 5-й песни — песнь Исаии (Ис.26:9-19); 6-й песни — песнь Ионы (Ион.2:3-10); 7-й и 8-й песней — песнь 3-х отроков еврейских в Вавилоне (Дан.3:26–56 и Дан.3:67–88); 9-й песни — песнь Захарии (Лк.1:68–79).

Песнь Богородицы (Лк.1:46–55) составила умилительное песнопение (Честнейшая ) — творение св. Косьмы, епископа Маиумского. Она исполняется на утрени после 8-й песни почти во все дни года.

Вторая песнь канона составлена по образцу песни пророка Моисея: Вонми, небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих, да чается яко дождь вещание мое, и да снидут яко роса глаголи мои, яко туча на троскот и яко иней на сено: яко имя Господне призвах, дадите величие Богу нашему… В этой пространной песне много обличений народа Израильского: Согрешиша, не Того чада порочная: роде строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете, сии людие буии и не мудри… В конце возвещается праведный суд Божий. Песнь эта побуждает к покаянию и по своему настроению соответствует дням Великого поста, в которые мы должны омывать душу слезами. Исполняется 2-я песнь только в дни св. Четыредесятницы.

Почему на Сретение Господне богослужения совершают в голубом облачении?

иеромонах Иов (Гумеров)  

Голубой цвет священнических одежд символизирует чистоту и целомудрие. В праздники, посвященные Божией Матери служба совершается в облачениях голубого цвета, потому что Пресвятая Богородица, будучи избранным сосудом благодати Святого Духа, являет собой небесную чистоту и непорочность.

Сретение Господне соединяет в себе черты Богородичного и Господского двунадесятого праздника. Продолжается он 8 дней: с 2/15 февраля до 9/22 февраля Главную мысль и основное настроение праздника выражает тропарь:

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение

Не может ли почитание святынь увести от Бога в идолопоклонство?

Иеромонах Иов (Гумеров)