«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это — великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ креста. Неужели богопросвещенные апостолы не знали об этом? Интересное свидетельство находим в «Луге духовном» блаж. Иоанна Мосха. Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил св. Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением» (глава 3). Великий Предтеча Иоанн — небожитель. Разве мог он научиться совершать крестное знамение у людей. Приведенный рассказ косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Приведу еще одно соображение. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание» (Точное изложение православной веры, кн.4, гл. XI). Кем дан? Богом. Как обрезание Господь дал через Авраама (Быт.17:10), так, повидимому, крестное знамение Он дал через апостолов.

Как и когда образовались две разные традиции в совершении крестного знамения? За недостатком исторических данных ответить невозможно. Православные, осеняя себя, проводят рукою от правого плеча к левому. Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Католики совершают signum crucis слева направо, а пространство перед собой — справа налево. За этими особенностями не стоит никакого догматического учения. Возможно, при формировании этих традиций проявились отличия мировоззренческих ориентаций. В сознании и жизни западного человека более явственно, чем у восточного, проявляется индивидуально-личностное начало. Мировоззрение западного человека антропоцентрично, а православного — теоцентрично. В православной традиции при совершении крестного знамени выражена мысль, что молящийся не сам себя осеняет, а получает эту духовную печать от Бога (извне). Западный христианин осеняет себя сам, призывая имя Божие.

Почему Евангельские чтения с 17-й седмицы по Пятидесятнице смещены?

иеромонах Иов (Гумеров)  

Началом круга чтений недельных Евангелий за Литургией является день святой Пасхи. Должно быть прочитано 50 рядовых зачал. В разные годы количество дней от одной Пасхи до следующей бывает неодинаковым. В продолжение одного календарного года может быть две Пасхи. Поэтому устав определяет: Пасха внутрь (если в течение гражданского года бывает две Пасхи) и вне Пасха (когда в один гражданский год бывает одна Пасха). Если бывает Пасха вне , то для некоторых недель может не доставать рядовых зачал. В этих случаях бывает отступка — возвращение пред Неделею мытаря и фарисея назад к прежде читанным рядовым зачалам по прочтении всех назначенных евангельских чтений 32-х недель после Пятидесятницы.

В те годы, когда бывает Пасха внутрь, в церковном году число недель не соответствует назначенным рядовым зачалам. Их оказывается больше. Тогда они оказываются непрочитанными в этом году. Чтение Евангелия от Луки начинается после 17-й недели с понедельника 18-й седмицы. В 2006 году 18 сентября (1 октября) в 16-ю неделю на Литургии согласно уставу чтений недельных Евангелий было прочитано 105-е зачало Евангелия от Матфея (25:14–30). В следующую неделю 25 сентября (8 октября) за воскресной Литургией согласно порядку недельных чтений должно было читаться 62-е зачало Евангелия от Матфея (15:21–28) о чудесном исцелении дочери жены хананейской, но оно было опущено. Вместо него читалось Евангелие от Луки (5:1-11) о чудесном улове рыб и призвании к апостольскому служению Петра, Иоанна и Иакова. Поэтому произошло расхождение на одну неделю, которое будет сохраняться и в дальнейшем.

Почему при постриге в монахи, принятии схимы даются новые имена?

иеромонах Иов (Гумеров)  

Монашество является добровольным отказом от благ и ценностей мира. При постриге будущий монах дает обеты бедности, целомудрия и послушания духовному наставнику. Уходу из мира с древности усвоен образ смерти: прежний человек, живший по обычаям мира, умирает. Родившийся для иной жизни получает новое имя. Согласно Священному Писанию, имя не является лишь отличительным знаком человека, но выражает сущность и значение именуемого. Господь говорит патриарху: Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов (Быт. 17: 4–5).

Имя дает постригающий. Будущий монах во время пострига слышит его впервые. С этой секунды он осознает себя другим человек.

Также при постриге в великую схиму. Хотя обеты великосхимника те же, что и малосхимника, однако новое пострижение налагает на него самые строгие правила. Это означает еще одно рождение, которое сопровождается сменой имени.

Зачем апостол Павел проходил ветхозаветный обряд очищения?

иеромонах Иов (Гумеров)  

Враги апостола Павла из иудеев, стараясь помешать его проповеди, говорили, что он отвергает Моисеев закон. Поэтому иерусалимские христиане предложили ему совершить ветхозаветный обряд, чтобы делом заградить уста недоброжелателей. Речь идет об обете назорейства (см.: Числ., гл. 6), при котором не стригли волосы. Когда период обета оканчивался, волосы остригались и сжигались вместе с общей жертвой (см.: Числ. 6, 18). Апостол Павел уплатил издержки за четырех назореев и вместе с ними принес жертву перед священником.