«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Хорошо, когда «Господи, помилуй!» хор поет или чтец произносит с духовной силой, бодро, но не поспешно. Недопустимо, чтобы многократное повторение этой молитвы было формальным, небрежным.

«Милость Божия не другое что есть, как благодать Святого Духа, которую должны испрашивать у Бога мы, грешные, непрестанно вопия к Нему: ”Помилуймя!» Яви милость Свою, Господи мой, ко мне, грешному, в жалком состоянии, в каком я нахожусь, и прими меня опять во благодать Твою. Дай мне дух силы, чтобы он укрепил меня в противостоянии искушениям диавола и худым навыкам моим греховным. Дай мне дух совета, чтобы я уцеломудрился, пришел в чувство и исправился. Дай мне дух страха, чтобы я боялся Тебя оскорблять, и исполнял заповеди Твои. Дай мне дух любви, чтобы я любил Тебя и не удалялся более от близ Тебя. Дай мне дух мира, да соблюду мирной душу мою, соберу все помышления мои и пребуду безмолвен и не мучим мыслями. Дай мне дух чистоты, да хранит он меня чистым от всякого осквернения. Дай мне дух кротости, да буду тихонравен в обращении с братиями моими христианами и воздержен от гнева. Дай мне дух смирения, да не помышляю о себе высокая и да не буду горд» (Добротолюбие. Т. 5. Истолкование молитвы «Господи, помилуй»).

Что означают две змеи на посохах патриархов Русской Православной Церкви?

Иеромонах Иов (Гумеров)  

Посох (греч. патерисса ; от патер — «отец») патриархов и архиереев — символ пастырской власти над пасомыми и знак отеческого попечения о них. Он напоминает им о главных их обязанностях: вести вверенную им паству путем спасения, сохранять единство, возвращать заблудших и отгонять от стада духовных волков.

Сверху посох увенчивается крестом, напоминающим о том, что архипастыри должны пасти словесное стадо по примеру Пастыреначальника, во имя и славу Иисуса Христа. Изогнутые змеи на архиерейском посохе, взаимно обращенные одна к другой, знаменуют мудрость пастырской власти (см.: Мф. 10: 16). Появились они в России при патриархе Никоне. Заимствован этот символ с христианского Востока.

Можно ли осенять себя крестом, проходя мимо оскверненного храма?

Иеромонах Иов (Гумеров)  

Храм, в котором когда-то совершалась Божественная служба, даже если он закрыт и осквернен безбожниками, остается местом, где ангелы и святые невидимо для нас совершают богослужение. Приведу один пример в подтверждение сказанного.

Когда святитель Иоасаф Белгородский (1705–1754) прибыл на место своего епархиального служения, к нему явилось местное духовенство. Святитель обратил внимание на одного священника — глубокого старца. Узнав, что ему 130 лет, он ему сказал: «Ты видишь пред собою пастыря, как отца стоящего пред сыном своим и желающего ближе узнать твою совесть. Я хочу знать, не омрачена ли она каким тяжким грехом, который по неведению, быть может, сочтен тобою малозначащим и забыт? Долговременная жизнь твоя убеждает меня как пастыря войти в подробное рассмотрение дела и, очистив душу твою, примирить с оскорбленным тобою и данною мне властью простить и самую греховную тяжесть, по глаголющему: «Аще разрешите на земли, разрешена будут на небеси». Пройди мысленно жизнь твою, проверь все случившиеся с тобою обстоятельства, приведи на память каждое действие служения своего Богу. Может быть, что-нибудь встретится имеющее тень какого-либо греха или отступления от настоящей твоей должности или что-нибудь подобное, которое и по днесь тяготить твою душу, совесть и даже жизнь». Через несколько дней священник припомнил забытый грех и сказал святителю Иоасафу, что он в один день дважды из страха перед строгим помещиком отслужил обедню, несмотря на неземной глас: «Остановись! Что ты делаешь? Не дерзай, аще же дерзнешь, проклят будешь». При этом на голос священник еще ответил: «Сам проклят ты будь!» Узнав про это и уразумев, что священник заклял ангела того храма, святитель Иоасаф довел пастыря до сознания своего греха. Храм, в котором это произошло, был к этому времени закрыт и разобран. Однако святитель Иоасаф со старым священником поехал именно на место, где стоял этот храм, потому что ангел-покровитель храма оставался там. Была поставлена походная церковь. Святитель благословил старца отслужить литургию. Когда литургия была отслужена (во время ее святитель усердно молился на коленях), священник сделал отпуст. Святитель велел встать ему у правого угла престола и читать «Ныне отпущаеши». По прочтении благословил его и сказал: «Прощаю и разрешаю тя от всех твоих грехов». Тут же старец священник стал слабеть, склоняться, затих и, припав к подножию престола, тихо испустил дух. Тут его и похоронили.

Что из чинопоследования Литургии установлено Самим Спасителем?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  Когда речь идет о Литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, то имеются ввиду Анафоры (греч. — возношение) — молитвы, после которых предложенные на престоле хлеб и вино достойно называются Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Сам же чин с определенными обрядовыми построениями (праздничной торжественностью Малого и Великого входа), песнопениями и молитвами формировался постепенно в течении нескольких веков. Это соборное литургическое творчество Церкви.

Совершенно ясно, что Трисвятое (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…»), которое поется перед чтением Апостола, могло войти в Литургию только во второй половине V века. Его впервые услышал от ангелов мальчик, поднятый в воздух во время молебна по случаю страшного землетрясения в Константинополе в 447 г. Песнопение третье антифона «Единородный Сыне…» принадлежит св. правоверному царю Юстиниану, который умер в 565 году. Херувимская песнь в том виде, в каком она нам известна, составлена не ранее VI в. После блаженной кончины великого святителя были введены и некоторые другие части чина Литургии св. Иоанна Златоуста.

Мнение, что Литургия свят. Василия Великого является сокращением Литургии св. апостола Иакова в настоящее время учеными-литургистами не поддерживается. Источником этого утверждения было «Слово о предании Божественной литургии». Долгое время оно приписывалось св. Проклу, патриарху Константинопльскому (434–446), однако сейчас доказано его более позднее происхождение… «Впрочем, гипотеза была поколеблена еще в начале нашего столетия учеными, которые доказывали, что в истории анафорам вообще было свойственно постепенное развитие их текста, а не сокращение» (Н.Д.Успенский. Византийская литургия. Анафора, М., 2003, с. 280).