«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Никаких канонических препятствий для этого нет.
Зачем совершается каждение храма и людей во время богослужения?
иеромонах Иов (Гумеров)
В религиозной обрядовой символике фимиам обозначает молитву. На это указано в Священном Писании: «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр.5:8). Как благовонный дым легко поднимается вверх, так и искренняя молитва, исходящая от очищенного сердца, должна возноситься к Богу. Как фимиам имеет приятный запах, так и моление, совершаемое с любовью и смирением, угодны Господу. Св. апостол Павел говорит: «подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф.5:1–2). В приведенных словах мы находим мысль, что ветхозаветное каждение было прооброзом благоухания подвига Спасителя мира. Когда за очередной ропот Бог стал поражать израильтян, первосвященник Аарон, войдя в среду народа, стал совершать каждение, гнев Божий прекратился (Числ.16:41–48). Грех был прощен. Св. пророк Захария во время каждения в храме получил весть от Ангела Господня о рождения сына — Предтечи Господа великого Иоанна (Лк.1:11).
Нужно сказать, что каждение имеет не только символическое значение, но является также и реальным очищающим действием. Это известно из практики. Мне самому довелось в этом убедиться во время освящения квартиры. В доме, куда я был приглашен, находилась пожилая женщина, которая много лет страдала от вселившегося в нее демона. Она могла молиться, приступать к святым таинствам, но не имела возможности избавиться от бесовского плена. Предупрежден я не был, но убедился в этом с первой же минуты. Она попыталась поблагодарить священника за то, что он пришел в их дом, но закончить фразу не успела. Другой голос в ней грубо оборвал ее и сказал, явно обращаясь к священнику: «Зачем пришел. Уходи…». Священник в подобных случаях не должен вступать в общение с демоном, спорить или обличать его. Ему надо положиться на помощь Божию и совершить дело, ради которого пришел, не обращая никакого внимания на беса. За все время моего пребывания в доме была возможность наблюдать его поведение. Если священник не произносил молитву, а молча совершал необходимое действие, то демон замолкал. Как только возобновлялась молитва, он начинал что-нибудь выкрикивать, чтобы перебить и помешать. Когда я стал окроплять квартиру святой водой, бес начал громко кричать: «Гонят меня, гонят. Сам уйду, сам уйду. Через два с половиной часа уйду». Не буду все подробно описывать. Скажу лишь, что крики его и недовольство достигли особой силы, когда началось каждение всей квартиры. Можно было наглядно убедиться в верности пословицы: «Ладан на чертей, а тюрьма на татей» (В.И.Даль. Пословицы русского народа) . Замечу, что крики демона слышали все присутствующие. В этом я убедился после окончания молебна.
Не любят также демоны, когда горит лампада или возжигается свеча. Совершая установленные Церковью обрядовые действия, христианин должен помнить, что они имеют значение и силу, только тогда, когда от сердца нашего исходит чистый фимиам смирения, любви и благодарения к Богу. Господь говорит: «от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал.1:11).
Почему в колокола звонят на Литургии?
иеромонах Иов (Гумеров)
По церковному Уставу (Типикону ) колокольный звон бывает праздничный и будничный. Последний в наше время совершается редко. Праздничный звон призывает к Всенощной и Литургии . Он напоминает верующим о Божественной службе и призывает в храм к молитве. Благовестите день от дне спасение Бога нашего (Пс.95:2). Сначала — два удара в самый большой колокол — благовестник . После того как звук от второго удара затих, звонарь начинает совершать мерные удары. Во время благовеста он должен 12 раз прочитать 50-й псалом или один раз 118 псалом (Непорочны ). Потом начинается трезвон — звон во все колокола. К Всенощной трезвон бывает в два приёма, а к Литургии — в три, т. е. три раза с некоторыми промежутками во времени.
Вновь колокольный звон во время Литургии раздается в начале евхаристического канона — самой торжественной части службы. В алтаре в это время приносится Бескровная Жертва. Совершается таинство Тела и Крови Христова. Горе имеем сердца ! — призывает священник или епископ. И мамы ко Господу — отвечает хор. После возгласа: Благодарим Господа! хор поет: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней. Начинаются удары в благовестник . Звонарь должен сделать 12 ударов в праздничный колокол по числу апостолов на Тайной Вечери Господней. Необходимо закончить звон к концу прочтения евхаристического канона — к возгласу: Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии .
В церковной практике звон совершается и по окончании Всенощной и праздничной Литургии , хотя Типикон это не устанавливает. Праздничный трезвон по окончании службы созвучен той радости, которая наполняет сердца верующих в день праздника.
О чем молятся перед иконой Божией Матери Семистрельная?
иеромонах Иов (Гумеров)
На иконе Божией Матери Семистрельная изображена Пресвятая Богородица, пронзенная семью стрелами: четыре с левой стороны и три с правой. Написана она на слова пророчества св. праведного Симеона, произнесенные в Иерусалимском храме в сороковой день по Рождестве Христовом: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу».