«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Иеромонах Иов (Гумеров)
В этот период поминовение усопших не совершается за богослужением. Однако остается молитва за усопших во время Божественной литургии на проскомидии и дома. Святитель Афанасий (Сахаров) так комментирует устав: «Предпразднства и попразднства Рождества Христова и Богоявления отличаются от предпразднства и попразднства других двунадесятых праздников тем, что здесь совсем Октоих не поется кроме единых недель… Особый характер этих предпразднств и попразднств не мог не оказать влияния на правила поминовения в эти дни. 169-е правило Номоканона при Большом Требнике отмечает, что в двунадесятодневном… помины не бывают, так же как и в воскресные дни и в великие праздники. А так как строй и характер служб 20–24 декабря (здесь и далее — по юлианскому календарю) вполне соответствуют строю и характеру служб 2–5 января, входящих в двунадесятодневие, а строй и характер служб 7–14 января совершенно соответствуют таковым 26–31 декабря, то ясно, что во все время с 20 декабря по 15 января отменяются все заупокойные моления, не исключая и обычной литии, хотя и вечерня, и утреня имеют будничное окончание» (Поминовение усопших по Уставу Православной Церкви. Гл. 2).
Какой обряд следовало бы пройти православному перед убытием на войну?
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
Священное Писание учит нас с непоколебимой верой призывать на помощь Бога: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю! (Пс.90:1–2)». Когда человек живет с Богом, в Его святой Церкви, Господь как Пастырь добрый хранит Своё стадо.
Прежде чем станете воином, исповедайтесь и причаститесь святых Животворящих Христовых Тайн. В храме закажите «Молебное пение о призывании помощи Святаго Духа пред началом всякого дела». Хорошо было бы дома самому почитать акафист Божией Матери. С собой возьмите молитвослов, небольших размеров Казанскую икону Божией Матери, Спасителя, св. Георгия Победоносца и св. Николая Чудотворца.
Недостаток возможности читать продолжительные молитвы восполняйте кратким, но частым молитвенным призыванием Господа, Богородицы и св. Угодников.
Согласно традициям русского христолюбивого воинства, перед сражением служится молебен. Известно, что без него А.В.Суворов не начинал ни одну баталию. Если в вашей войсковой части нет священника, сами сердечно помолитесь перед боем. Призывайте Заступницу Усердную: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная». Прочитайте «Живый в помощи Вышнего…» (90-й псалом).
Знаменитый афонский старец Паисий (1924–1994) в молодости призывался в армию. Он три с половиной года участвовал радистом в боевых действиях. Арсений (мирское имя старца) по-христиански относился к своему долгу, проявил необыкновенную отвагу и самопожертвование. Он чувствовал и видел, что Господь хранит его. Позже в своих духовных беседах он часто обращался к примерам своих военных лет и говорил: «И пусть тот, кто сражается на войне за свои идеалы, за Веру и Отечество, осенит себя крестом и не боится, ведь он имеет помощником Бога! Если человек осенит себя крестом и вверит свою жизнь в руки Божии, то Бог и будет потом судить, жить или умереть этому человеку <…> Насколько человек соединяется с Богом, настолько ему ничего не страшно. Бог поможет в трудностях. Но для того, чтобы Бог дал божественную силу, надо, чтобы и человек дал то малое, что он может дать» (Слова, т. II, М., 2002, с. 229, 238).
Объяснте смысл слов: «Странна муки всякия покажи мя и всех Владыку умоли»
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря «Покажи меня удаленным (церк. — слав. странный — посторонний) от всякой муки и Владыку всех умоли…».
Зачем освящают вербу в Неделю Ваий?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Богослужение последнего воскресения перед святой Пасхой посвящено вспоминанию важнейшего новозаветного события — торжественного входа в Иерусалим Иисуса Христа. Этот двунадесятый праздник был установлен в глубокой древности. Народ приветствовал Спасителя мира как Царя ветвями финиковой или палестинской пальмы (ваии). Поэтому этот праздник называется в Триоди неделею Ваий, Цветоносною или Цветною. Ветви финиковой пальмы у нас на Руси заменяют вербами, так как на вербе ранее других деревьев появляются почки. Стоя с ветками вербы и зажженными свечами, мы символически встречаем нашего Спасителя как Царя Славы, добровольно грядущего на искупительные страдания.