«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Иеромонах Иов (Гумеров)
Семья — малая Церковь. Совместное чтение Священного Писания, акафистов, канонов или молитв — образ соборного богослужения в храме. Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них » (Мф. 18: 19–20). Традиция совместной молитвы в семье восходит к ранним поколениям христиан. Тертуллиан (ок. 160 — ок. 225) говорит: «Как же приятны должны быть узы, соединяющие два сердца в одной надежде, в одной вере, в одном законе! Они как дети одного отца, как рабы одного Господа: нет между ними никакого раздора или раскола ни в душе, ни в теле. Они два в единой плоти: где плоть едина, там и душа едина. Они вместе молятся, вместе припадают на колени, вместе постятся; взаимно ободряют и руководят друг другом. Они равны в церкви и в общении с Богом, равно делят пост и обилие, ничего один от другого скрытно не имеют, не в тягость друг другу, каждый из них может свободно посещать больных и помогать нищим. Нет им стеснения творить милостыню, нет опасности присутствовать при совершении святых таинств, нет препятствий к исполнению ежедневных обязанностей, нет укрывательности втайне креститься и произносить тихомолком молитвы. Они вместе поют псалмы и гимны, стараясь друг друга превзойти в хваления Бога своего. Иисус Христос радуется, видя такое их домоводство, посылает мир Свой на дом сей и обитает в нем вместе с ними, а где Он находится, туда не может войти дух злобы. Вот чему поучает нас апостол. Подумай обо всем сем основательно, это послужит тебе достаточною помехою, чтобы не следовать во всем примеру известных женщин» (К жене. IX).
Можно ли во время поста устраивать бракосочетания?
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Во время любого продолжительного поста в течение всего года бракосочетания не устраиваются. Последний раз в этом году перед Великим постом таинство брака может быть совершено в пятницу 13 февраля. После Поста можно совершать бракосочетания со второй Недели по Пасхе (5/18 апреля). В этот период должно быть супружеское воздержание.
Я все время откладываю исповедь и причастие, так как прекрасно знаю, что и после исповеди буду совершать те же грехи, что делать?
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
Любой, приступающий к таинству исповеди, получает прощение грехов, в которых кается, однако греховные навыки в один день не исчезают. Они остаются, и борьба с ними — дело всей нашей жизни. Святые отцы сравнивают путь к спасению с постепенным восхождением по лестнице. Надо знать, что любящий Бог всегда поможет нам. От нас же требуется благое волеизъявление и решимость. Господь не требует от нас ничего сверх наших сил (в том числе и сил духовных). Мы не можем сразу избавиться от всех наших греховных привычек и недостатков. Также не можем в короткое время стать совершенными. Поэтому надо начать со стяжания одной или двух добродетелей. Например, никогда не раздражаться и никого не осуждать. Если сколько-нибудь удастся продвинуться в этом, то очень скоро увидите, что и другие заповеди исполнять стало легче. «Добродетели, — пишет преподобный Макарий Великий, — одна с другой связаны и одна на другой держится, подобно какой-то священной цепи, в которой одно звено висит на другом» (Духовные беседы. Слово 2. О совершенстве духовном).
Желанию мамы и бабушке хорошо Вас накормить легко уступайте. За Ваше послушание старшим милосердный Господь не вменит греха переедания. Мир в семье и любовь к ближнему выше наших телесных подвигов.
Полнота видения грехов и сила раскаяния — дело совершенных. «Возчувствовавший грехи свои лучше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых (…) Кто сподобился увидеть самого себя, тот лучше сподобившегося видеть ангелов» (Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 42-е). Поэтому не должно откладывать исповедь, если нет пока раскаяния во всех грехах. Кайтесь в том, что осознаете как грех. Господь, видя ваше желание очиститься, со временем поможет избавиться и от остальных. В этом нет лицемерия. «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим.15:13).
Какого цвета должен быть свадебный наряд невесты?
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Традиционно невеста одевается в белое платье. Цвет этот символизирует внутреннюю чистоту девушки, вступающей в брак.
Чем отличается земной поклон от поясного?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Поклоны являются символическими действиями, которыми выражаются чувства почтения Высочайшему Существу — Богу. Они употребляются в Христианской Церкви с древних времен. Поклоны надо совершать неторопливо, сообразуясь с определенными словами молитвы. Различаются поклоны великие (земные) и малые (поясные). При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, а при поясных — наклонить голову и коснуться пола пальцами.