«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Стремление человека к познанию соответствует замыслу Творца, наделившего Свое творение разумом. «Нет ничего более ценного, чем познание, ибо познание есть свет разумной души», — писал великий богослов св. Иоанн Дамаскин (Творения. Источник знания, М., 2002, с. 55). Средоточием религиозной жизни христианина является познание Бога: «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол.1:9-10).

Познавая Бога, человек познает и себя. Другого пути к самопознанию нет. По мере религиозного совершенствования человека, умножается его духовный опыт. Господь просвещает такого человека, дает ему знание законов невидимого мира. В свете нового знания идущему путем спасения открываются великие дарования, которые Творец дал человеку: образ и подобие Божие, боговедение, возможность соединиться с Господом. Одновременно человек начинает видеть свою реальную немощь: грехи, укоренившиеся страсти, рабство плоти, внутреннюю расслабленность и др. Бог мудро ведет человека, путем очищения и совершенствования. Он постепенно открывает человеку грехи и пороки в соответствии с его реальными силами к исправлению. Если бы ставший на путь духовной жизни человек, сразу же получил видение всех своих грехов и немощей, у него опустились бы руки. Он бы не смог противиться унынию, отнимающему у человека одну из главных христианских добродетелей — надежду. Чтобы избежать двух крайностей (религиозного охлаждения с одной стороны и ревности не по разуму — с другой), надо во всем довериться Богу. По мере сил исполнять заповеди, соблюдать уставы св. Церкви, делать добро.

Познание себя дело трудное. Большинство людей хорошо знает события на самых отдаленных континентах земли, но не знает, что происходит у них в душе. Для самопознания нужна освящающая и просвещающая ум Божественная благодать, духовный опыт, смирение и мужество, чтобы не бояться увидеть свои немощи и несовершенства. Больше всего преуспели в самопознании святые.

Желание человека узнать окружающий мир вполне естественно. Священне Писание говорит о мудрости и разуме как о ценном даре, который поддат Бог любящим Его: «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря <…> И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах» (3 Цар.4:29, 32–33).

Знания о мире нужны человеку не только для жизнедеятельности. Природа с ее красотою, гармонией и разнообразием безмолвно восхваляют Творца.

Зачем раскаиваться на исповеди, если смертный грех все равно не прощается? Чем проклятье Божье отличается от наказания?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  

Слово Божие ясно говорит о полном прощении грехов через покаяние: «пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15); «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк.6:37); «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян.3:19).

Слово «проклятие» в новозаветных книгах несколько раз употребляется к нераскаянным грешникам, дерзко противящимся истине и увлекающих других в погибельное беззаконие: «Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия» (2 Пет.2:14).

Святые отцы, раскрывая учение Священного Писания о грехе и покаянии, наставляют нас искренне приступать к таинству исповеди, чтобы, очищаясь, приготовить себя к Царству Небесному, в котором будет вечное блаженство. «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца <…> И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков (Откр.22:1,3–5).

Что такое «открытое око»(Чис.24:15), не про третий ли глаз идет речь?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  Нет. Процитированное из книги Чисел выражение указывает на то, что Валаам обладал даром прозорливости. Ранее приведенного места сказано: «И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня» (Чис.22:31); «говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его» (24:3–4).

О вере во всеведение Божие и свободе

иеромонах Адриан (Пашин)