«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Вопрос о Божием предведении действительно является камнем преткновения, о который многие споткнулись и упали. Как совместить всеведение Божие и человеческую свободу, правосудие и милосердие Божие? Ограниченному человеческому разуму невозможно до конца понять эту тайну. Однако Бог действительно знает и предвидит все, а человек действительно свободен. Замечательно об этом сказал епископ Илия Минятий:
«Если ты нездоров, не правда ли, Бог предвидит, выздоровеешь ли ты или умрешь? Но разве из-за этого должно не приглашать врача, не принимать лекарств, а сидеть сложа руки ждать выздоровления или смерти? В таком случае ты был бы очень неразумным и глупым. Одно, если Бог предвидит твое исцеление или смерть (и это совершенно истинно) и совершенно иное, — будто Божие предведение дарует тебе здравие или смерть (а это совершенно ложно); ведь если ты будешь смотреть за собой, то выздоровеешь, а в противном случае умрешь. Бог предвидит и то, и другое, но ни первого, ни второго Божие предведение не приводит в исполнение. Ты или выздоровеешь, или умрешь, верно одно из двух, но не определено точно. Пойми это получше. Бог действительно предвидит, будешь ли ты в раю или аду, но узнай, что из этого следует. В зеркале мы оказываемся такими, какими есть на самом деле, красивые — красивыми, и наоборот. Точно также и в чистейшем предвидении Божием мы являемся такими, каковы и в действительности: — или записанными светлыми буквами в книгу живота, или помеченными в роковой книге смерти; если мы праведны, — то в лике спасенных праведников, а если грешны, — в списке осужденных грешников. Зеркало отражает наш вид, а предведение Божие — наше произволение…
Это значит, что ты спасаешься или осуждаешься не потому, что Бог предвидит твое спасение или осуждение, а потому, — что добрыми своими делами содействуя благодати Божией, ты должен спастись, и Бог предвидит твое спасение; или потому, что злыми своими делами избегая благодати Божией, ты должен быть наказан, и Бог предвидит твои муки. Таким образом, Иуда предал Христа не потому, что Христос предвидел его предательство, а наоборот, Христос предвидел предательство Иуды потому, что он намерен был предать Христа. Так об этом говорит мудрый Иустин, философ и мученик. «Не предведение есть причина будущих событий, а будущие события — причина предвидения. Не из предвидения вытекает будущее, а из будущего — предведение; не Христос — виновник предательства Иуды, а предательство — причина Господнего предвидения». Если ты будешь жить богоугодно, спасешься, а если развращенно — погибнешь. Бог предвидит и то, и другое. Но ни того, ни другого не предрешает Божие предведение. Ты или спасешься, или погибнешь, одно из двух несомненно, но не определено наперед».
Полностью слово епископа Илии Минятия «О предопределении» из книги его проповедей, которая вскоре выйдет в издательстве Сретенского монастыря, читайте на нашем сайте в разделе «Встреча с православием».
Кого Христос назвал богами: «не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы — боги»?
иеромонах Иов (Гумеров) Господь наш Иисус Христос приводит слова из 81-го псалма: «Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (81:5–6). Слово закон иногда применялось не только к книгам Моисея, но и ко всему ветхозаветному Писанию в целом. В данном случае Господь наш Иисус Христос в ответ на обвинение Его в присвоении Им Божественного достоинства и на желание иудеев побить Его камнями, ссылается на Писание, в котором слова боги метафорически применяется к выдающимся по своему положению людям. Тем более оправдано называть Сыном Божиим Того, «Которого Отец освятил и послал в мир» (Ин.10:36).
О чем здесь говорится: «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они…жили по Богу духом»?
иеромонах Иов (Гумеров) Св. апостол говорит здесь о сошествии Спасителя в ад и проповеди там умершим. Блаж Феодорит изъясняет: «когда Господь посетил находящихся во аде, то одни, которые в мире сем жили по плоти, осуждены, а другие, которые жили духовно, или воскресли вместе с Господом, ибо многие тела усопших святых восстали (Мф. 27, 52), или оживились доброй надеждой».
Кто такие Гог и Магог?
иеромонах Иов (Гумеров)
У пророка Иезекииля Гог — князь в земле Магог: И было ко мне слово Господне: сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество (Иез.38,1–3). В Апокалипсисе эти два имени символизируют языческие народы, которые под водительством антихриста выступят против Церкви Христовой в конце времен.
С какой стороны были пронзены копьем ребра Христа?
иеромонах Иов (Гумеров)
Евангелист Иоанн Богослов не говорит, с какой стороны римский воин пронзил ребра Иисуса Христа. Однако церковное предание живо хранило все подробности, относящиеся к страданиям и крестной смерти Спасителя мира. Иконописцы, несомненно, опирались на это предание. Так возникла иконописная традиция изображать пронзенным правый бок. Исследования святой Плащаницы Господа подтвердили историческую точность традиции. «С правой стороны, между пятым и шестым ребрами, на теле есть овальный прокол размером приблизительно 4,5 на 1,5 см., причиненный острым колющим предметом. Из обширной раны кровь текла вниз, а затем обратно; это свершилось при укладывании тела в горизонтальном положении… Все авторитетные ученые согласны с тем, что рану нанесли после смерти. Они исходят из того обстоятельства, что вытекло небольшое количество вязкой, свертывающейся крови и произошло отделение сгустков крови от сукровицы… За счет жестоких травм и последующего страдания на кресте в плевральной области скопилось значительное количество крови. Она разделилась на составляющие. И тяжелые фракции опустились вниз. Кровь и вода — густая фракция крови, а затем легкая» (Священник Вячеслав Синельников. Туринская плащаница на заре новой эры, М., 2002, с.27). Прободение рёбер правой стороны произошло не случайно: это результат профессиональных навыков римских копьеносцев. Во время сражения левая сторона у воина была закрыта щитом, а правая — открыта. «Легионеры специально тренировались наносить смертельные ранения в сердце именно с этой стороны, где оно оставалось без прикрытия» (Священник Вячеслав Синельников, с.27).