«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
иеромонах Иов (Гумеров)
Право выбора основано на свободе человеческой воли. Эта свобода есть неотъемлемое свойство образа Божия в человеке. Воля может быть ослаблена и искажена грехом, но всегда остается свободной. И чем выше человек стоит духовно, тем полней проявляется эта свобода: Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин.8:31–32). Такой человек глубоко понимает природу добра и зла, свободен от рабства страстей. Поэтому выбор его действительно свободный. Напротив, человек духовно слепой, живущий в грехе, имеет свободу воли, но реализуется она в очень узком пространстве. Выбор определяется доминирующими страстями. Поэтому и право выбора оказывается иллюзорным.
Св. Пророк и Предтеча Иоанн еще во чреве матери своей исполнился Духа Святаго (Лк.1:15), но как имевший в себе неискаженный грехом образ Божий, имел и высшее его проявление — свободу воли. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2Кор.3:17). Он был избран Божественным Промыслом в планах Домостроительства нашего спасения. Чтобы быть достойным этого избранничества, св. Иоанн Предтеча добровольно совершил великие труды: жизнь в жестоких условиях Иудейской пустыни, проповедь покаяния, обличение Ирода Антипы за прелюбодейную связь с женой, бесстрашное принятие мученической смерти.
Как Христос во время преображения мог встретиться с давно умершими Моисеем и Илией?
иеромонах Иов (Гумеров)
По библейскому учению, Бог дал человеку бессмертную душу. Она не разрушима и не уничтожима. Смерть есть лишь отделение души от тела. «Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; — доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Екк.12:5–7); «В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины» (Пс.30:6). До искупления человечества Спасителем все шли в преисподнюю (евр. шеол), но не исчезали. «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства» (Ис.14:15–16); «Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу» (Пс.29:4); «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс.48:16).
До крестной смерти Иисуса Христа души в аде были связаны узами. Однако загробный мир оставался подвластен Богу: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты» (Пс.138:7–8). Поэтому смотрением Божиим святые пророки Моисей и Илия могли явиться во время Преображения Господня на Фаворе.
Может ли Бог ненавидеть?
иеромонах Иов (Гумеров)
Вопрос возник из-за неправильного прочтения текста священной книги. В тексте говорится о ненависти не к Николаитам, а к их учению и делам: Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу (Откр.2:6); Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу (Откр.2:15). Естественно, что любой грех, любая ересь ненавистны Богу, а про ненависть к самим Николаитам ничего не сказано. Святые отцы научают нас ненавидеть совершенный человеком грех, а самого человека любить.
Вы устранили заповедь Божию преданием вашим!
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
Это сказано фарисеям. Ни цитата, ни контекст ее не дают никого основания понимать эти стихи универсально. Во многих местах Священного Писания Нового Завета слова «отец», «отцы» применяются к людям: «благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» (Мк.11: 10); «И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал» (Лк. 1: 67); «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой» (Ин. 8: 56); «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш» (Иак. 2: 21); «Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12: 7); «А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Флп.2: 22); «ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк.6: 26); «Отцы наши ели манну в пустыне» (Ин. 6: 31); «Мужи братия и отцы!» (Деян. 22: 1); «Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального» (1 Ин. 2: 14); «Я поставил тебя отцом многих народов пред Богом» (Рим. 4: 17). Пожалуй, достаточно.
Возражение, которое делают протестанты и представители некоторых сект против употребления в Православной Церкви слова «отец», не имеет никакого богословского основания. Человек создан по образу и подобию Божию. Он должен раскрыть в себе Богоподобие. Мы призваны все совершать в образ нашего Спасителя: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5: 1). «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14:12). Естественно, что в образ Христа строятся и отношения в Церкви: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4: 11).