«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Хочется прибавить. Протестанты призывают: подобает именовать друг друга «братьями» и «сестрами», однако руководителей своих общин называют «пасторами», т. е. пастырями (лат. pascere — пасти).

Как правильно понимать 90-й псалом?

иеромонах Иов (Гумеров)  

Этот псалом был написан пророком Давидом, как считают исследователи, по случаю избавления от трехдневной моровой язвы. У евреев он не был надписан. В греческой Псалтири он имеет название, указывающее, как на автора, так и на характер этого псалма — Хвалебная песнь Давида . Главная тема псалма: Бог есть Заступник и надежное прибежище всех уповающих на Него. Эту священную песнь отличает возвышенность мысли, горячая вера, живость чувства, яркость образов и поэтичность языка. В отличие от других псалмов, он имеет сложное построение. В нем четко выделяются три части (1–2, 3-13, 14–16). Главная композиционная особенность — диалогичность. По-видимому, при музыкальном исполнении псалма в скинии или в храме пение было антифонным.

Первый голос уверенно и утешительно возвещает:

— Живый в помощи Вышняго. В крове Бога небесного водворится  (1). Святитель Афанасий Великий изъясняет: «Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и nocoбиe Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного?».

Второй голос во втором стихе подтверждает это:

— Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него  (2).

В стихах 3 — 13 раскрывается главная мысль псалма. Первый голос объясняет причины своего непоколебимого упования на Бога:

— Яко Той избавит тя от сети ловчи  … В еврейском тесте: от сети птицелова . Образ этот часто встречается в Библии для выражения опасности, которой надо особо остерегаться, потому что она является скрытой: Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих (Пс.123:7); как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время (Еккл.9:12).

— … и от словесе мятежна  (3), т. е. злословия, клеветы.

— Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися  …(4). Плещма — значит плечами. В еврейском тесте ebrah — крыло больших птиц. Вспоминаются слова Спасителя: Иерусалим, Иерусалим … сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф.23:37).

— оружием обыдет тя истина Его  (4). Оружием — значит щитом. Под истиной понимается верность Бога Своим обетованиям.

— Не убоишися от страха нощнаго  …(4), т. е. от всего, что может устрашать ночью: бесов, убийц, воров.