«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Как растолковать 89-й псалом?

иеромонах Иов (Гумеров)  

Псалом 89-й — единственная священная песнь в Псалтири, которая была написана до пророка Давида. Псалом имеет надписание: Молитва Моисея человека Божия. В начале воспевается величие Божие и Его вечное бытие. Человек же смертен и неизбежно возвращается в прах. В отличие от вечности Бога жизнь людей кратка и скоротечна. Яко вcu дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом (9). Святитель Афанасий Великий изъясняет: «Грех подвиг на нас гнев Твой; а гнев навел наказание; наказание же произвело болезни. Ибо в болезнях провели мы краткое время жизни нашей».

Лета наша яко паучина поучахуся… «Природа человеческая, — по объяснению святителя Афанасия Великого, — не имеет в себе ничего твердого и постоянного, подобно паутине легко расторгается».

…дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, oсмьдесят лет, и множае их труд и болезнь; яко прииде кротость на ны, и накажемся (10). По причине умножения грехов сократилась продолжительность жизни человека по сравнению с прошлыми поколениями. Обычный срок жизни — седмьдесят лет. Более сильные живут oсмьдесят лет , однако это время жизни исполнено болезни и трудов.

Заканчивает Моисей песнь молитвенной просьбой: И буди светлость Господа Бога нашего на нас. И дела рук наших исправи. Исследователи считают, что псалом был написан Моисеем в конце сорокалетнего странствования евреев по пустыне.

Что означают слова Христа: «И блажен, кто не соблазнится о Мне»?

иеромонах Иов (Гумеров)  

Перед тем, как произнести эти слова, Спаситель мира привел доказательства Своего мессианского достоинства, сославшись на пророчество св. пророка Исаии, который предвозвестил черты будущего Мессии: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его (Ис.61:1–3). После такого свидетельства Господь говорит: блажен, кто не соблазнится Его нынешним смиренным и уничиженным состоянием. Иудеи ложно полагали, что Мессия восстановит в стране независимость и будет править как победоносный земной царь. Слова эти относятся не только к ученикам св. Иоанна Предтечи, но ко всем людям. Они содержат приговор всем, кто падет или восстанет в зависимости от веры и неверия в Иисуса Христа.

Действительно ли Спаситель происходил из колена Иудина?

Иеромонах Иов (Гумеров)  

Согласно церковному преданию, которое сообщает святитель Димитрий Ростовский, отец Пречистой Девы Марии св. прав. Иоаким вел свое происхождение от Давида, но не через Соломона, а через его брата Нафана, родившегося тоже от Вирсавии (2Цар.5:14; 1Пар.3:5; 14:4). Нафан упомянут как предок Иисуса Христа у св. евангелиста Луки: Маттафаев, Нафанов, Давидов (Лк.3:31). А так как св. евангелист Матфей называет не Нафана, а Соломона, то исследователи считают, что в Евангелии от Луки родословие Спасителя дается по Матери. В конце родословия указан Иосиф, так как род ведется по мужской линии, а мать не могла быть указана как звено в цепочке наследования.

Пресвятая Богородица и св. прав. Елисавета были двоюродными сестрами по материнской линии. Мать Пресвятой Богородицы св. прав. Анна происходила из колена Левиина, рода Аарона. Она была дочерью священника Матфана. Женой его была Мария из рода Иудина. У них были три дочери: Мария, Совия и Анна. «Из них первою вышла замуж Мария в Вифлеем и родила Саломию; потом вышла замуж Совия, также в Вифлеем и родила Елисавету, мать Иоанна Предтечи; третья же, как мы уже сказали, мать Пресвятой Богородицы, отдана была замуж за Иоакима в страну Галилейскую, в город Назарет» (святитель Димитрий Ростовский. Житие святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны, 9 сентября ).

Законом не запрещались браки между представителями разных колен. Так царь Саул, происходивший из колена Вениаминова, выдал свою дочь Мелхолу за Давида (1Цар.18:27), который принадлежал к колену патриарха Иуды. Ограничение существовало для невесты, которая при отсутствии братьев была наследницей. Не допускалось, чтобы земля переходила из одного колена к другому: вот что заповедует Господь о дочерях Салпаадовых: они могут быть женами тех, кто понравится глазам их, только должны быть женами в племени колена отца своего, чтобы удел сынов Израилевых не переходил из колена в колено; ибо каждый из сынов Израилевых должен быть привязан к уделу колена отцов своих (Чис.36:6–7).