«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Слова св. апостола Петра Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5:4) показывают, что о грехе Анании он получил откровение свыше. По-видимому, Господь знал, что Анания не принесет покаяние. Он был заражен теми же пороками, которые привели Иуду к предательству: сребролюбием и ложью. Поэтому апостол Петр решительно предупреждает появление в молодой христианской Церкви этой опасной закваски.
Разъясните слова «Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его» (Иов 37:7)
иеромонах Иов (Гумеров)
Попытка хиромантов использовать этот стих — типичный пример буквализма: использование совпадения слов. Это явное злоупотребление священным текстом. Любому, кто берется за изъяснение Священного Писания, необходимо знать правила герменевтики — науки о методах толкования библейских текстов:
а) должен быть обязательно рассмотрен контекст данного стиха;
б) необходим сравнительный анализ употребления ключевых понятий в параллельных местах;
в) предложенное толкование данного стиха не должно противоречить библейскому учению в целом.
Ключевым понятием рассматриваемого нами стиха является полагать печать . Необходимо точно определить значение этого словосочетания, а не использовать его дилетантски для подтверждения своих заблуждений. В тексте стоит еврейское слово хатам (полагать печать ). В Иов 37:7 хатам не означает делать оттиск какого-либо изображения или текста, а имеет другой смысл: запечатать, т. е. запретить, связать. Обратимся к параллельным местам. Слово хатам встречается в Иов.9:7: Бог скажет солнцу, — и не взойдет, и на звезды налагает печать . Значение слова печать здесь совершенно определенно: Бог может налагать печать на звезды, препятствуя их появлению на небе. То же слово хатам употребляет пророк Даниил: И принесен был камень и положен на отверстие рва, и царь запечатал (хатам ) его перстнем своим, и перстнем вельмож своих, чтобы ничто не переменилось в распоряжении о Данииле (Дан. 6:17).
В Иов 37:7 хатам (полагать печать ) означает наложить запрет, связать руку человека. Это подтверждает и контекст данного стиха: Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые. Ибо снегу Он говорит: будь на земле; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти. Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его. Тогда зверь уходит в убежище и остается в своих логовищах (Иов 37:5–8). Весь этот фрагмент проникнут единою мыслью о всемогуществе Бога, Который может не только вызвать грозные явления природы, но ограничить человека, запечатав его руку. Эти явления в природе заставляют зверя скрываться в своих логовищах. Понимание, которое дают этому стиху хироманты, совершенно не согласуется с основной мыслью рассматриваемого библейского фрагмента.
Надо, наконец, решительно сказать, что хиромантия (греч. cheir — рука, manteia — гадание), как часть мантики, была распространена в древних языческих обществах. Закон же Моисеев строго запрещал подобные занятия: Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте (Лев.19:26).
Почему говорят, что материальный мир — зло?
иеромонах Иов (Гумеров)
Бог Творец весь мир (видимый и невидимый, материальный и духовный) сотворил совершенным. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой (Быт.1:31). Бог зла не сотворил. Оно возникло от злоупотребления свободой, которую Творец дал Своим творениям — Ангелам и человеку. Сначала от воли Бога по гордости отпала часть Ангелов. Они превратились в демонов. Их поврежденная природа стала постоянным источником зла. Потом не устоял в добре и человек. Открыто нарушив данную ему заповедь, он воспротивился воле Творца. Лишившись благодатной связи с Носителем жизни, человек потерял свое первозданное совершенство.
Материальный мир считали злом гностики и манихеи. Во всех направлениях гностицизма духовному началу противостояло материальное. Спасение понималось как освобождение духа из плена материи (прежде всего, материального тела). Ересь гностиков и манихеев содержала опаснейшую подмену борьбы со злом борьбой с материальным миром. У манихеев присутствует двойной дуализм: между добром и злом, с одной стороны, духом и материей — с другой. Поэтому для спасения они призывали не к борьбе с грехом, но к отказу от семьи и воздержанию от материальных забот, чтобы заниматься только «самосовершенствованием».