«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Иудеи признают не только Тору (евр. — наставление), включающую пять книг пророка Моисея, но все ветхозаветные канонические тексты. В любом издании Масоретской Библии (на еврейском языке) содержится весь корпус Священного Писания Ветхого Завета.

В ветхозаветных книгах имеются пророчества о всех главных событиях земной жизни Иисуса Христа. О бессеменном зачатиии и рождении Христа пророчествовал св. Исаия: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14). В еврейском тексте стоит слово «алма», означающее и деву, и молодую жену. Несомненно, пророк имел ввиду первое значение, потому что говорит о чуде («Господь даст вам знамение»). Рождение молодой женщиной сына — дело естественное. Посланные в III в. до Р.Х. в Александрию иудеи при переводе на греческий язык правильно поняли пророческий смысл этого стиха. Они поставили слово «парфенос», которое применяется только к деве.

Через св. Михея Господь предсказывает место рождения Мессии: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего» (Мих. 5: 2–4).

О втором славном пришествии Господа, чтобы судить народы, говорит псалмопевец: «грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой: «соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве». И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог» (Пс. 49: 3–6). Приведем и другие места: «Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою» (Ис. 55: 18); «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7: 13–14); «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее — к югу. И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иудейского; и придет Господь Бог мой и все святые с Ним. И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Господь будет Царем над всею землею» (Зах. 14: 4–8).

Что значат слова Библии: «В глазах неразумных они казались умершими…»?

иеромонах Иов (Гумеров)  

Эти два процитированные стиха имеют смысловую связь с тремя предшествующими: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его. А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их.

(Прем. Сол.2:23-24 — 3:1). В этом месте библейской книги говорится о блаженстве праведных по смерти в противоположность участи нечестивых. Только для неразумных смерть праведных считается уничтожением, но в действительности, смерть для них — переход к вечному блаженству, ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия (Прем. Сол.3:4).

Может ли простой мирянин писать на богословские темы?

иеромонах Иов (Гумеров)  

Может, если имеет специальную подготовку и духовный опыт. Богословие — наука о Боге, Его свойствах и об отношениях Бога к миру как Творца и Промыслителя, а занятие любой наукой предполагает образование: фундаментальные знания, изучение многовекового наследия и опыта, навык исследовательской работы именно в данной специальной области. Немыслимо заниматься физикой, математикой, химией, не посвятив предварительно годы на специальное обучение.

Поскольку богословие есть путь к Богопознанию, то, следовательно, у человека занимающегося этим, должен быть еще духовный опыт. Без молитвы нет богословия. Это является общепризнанной истиной, поданной нам святыми отцами. «Небезопасно плавать в одежде; небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть» (преп. Иоанн Лествичник).

К великому сожалению, сейчас мы наблюдаем на многочисленных интернет-форумах массовое нашествие дилетантов в богословскую науку. Чаще всего «богословие» их заключается в том, что после какого-нибудь грамотного и аргументированного мнения, приведенного одним из участников, в ответ произносится грубая насмешка. Когда же такой «богослов» начинает сам рассуждать, то обнаруживается не только невежество в специальной области, но и отсутствие общей культуры.

Кто, по слову Спасителя, «на суд не приходит»?