«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

1. Святым апостолам-евангелистам со II века усвоены символы: ангел, лев, телец (бык), орел. Восходят они к пророческим видениям четырех животных. Пророку Иезекиилю при реке Ховаре отверзлись небеса и он увидел из среды огня четырех животных: «Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех »(1:10). Видение таинственных животных было и св. апостолу Иоанну Богослову: «и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему » (Откр. 4: 6–7). В святоотеческом толковании эти животные символизируют четырех евангелистов. Каждый из них, согласно передавая главные события Священной новозаветной истории, вместе с тем, дополняют друг друга, более полно уделяя внимание какой-либо стороне Личности Спасителя. Матфей показывает Его как совершенного, безгрешного Человека (поэтому усвоен в качестве символа ангел), Марк изображает Христа как Царя (царственное животное — лев), Лука как воплотившегося Бога, принесшего Себя в жертву за грехи людей (жертвенное животное — телец), Иоанн как победившего смерть и вознесшегося к Богу Отцу (орел).

Самое раннее изображение этих символических животных — мозаика начала 5 века в церкви св. Пуденцианы в Риме (в апсиде).

2. В святоотеческой экзегетике имеется два понимания упоминаемых в книге Бытия «одежд кожаных» («И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их», 3:21 ). Святитель Григорий Богослов под ними понимал грубую и смертную плоть, которую приобрел человек в результате грехопадения. Другие говорят о реальных одеждах, которые стали прикрывать наготу прародителей.

Объясните, пожалуйста, если людей, живущих воцерковленной жизнью, «хранит Господь как свое достояние» как же они тогда подвергаются нападкам бесов?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  

О том, что Господь хранит Свое достояние, когда человек прибегает к помощи Божией, ясно говорится в 90-м псалме (намеренно привожу в русском переводе): «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» <…> Не убоишься ужасов в ночи , стрелы, летящей днем,<…> Ибо ты [сказал]: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» (90:1–2, 5, 9-10).

Наследник святоотеческого опыта афонский старец Паисий (+1994 г.) говорит: «неужели отец — очень хороший и добрый — позволил бы какой-то там шпане бить своих детей? <…>Бесы не могут сделать созданию Божию ровным счетом ничего, если мы сами не дадим им на это права» (Слова. Т.2. С болью и любовью о современном человеке, М.,2002, С. 54–55). Иное дело — та брань, которую ведут святые и подвижники веры. Господь, зная их силы, для их духовной пользы попускает нападения на них. Преподобный Антоний Великий был избиваем демонами, но придя в себя, вновь шел с ними сражаться. Много и других примеров в житиях святых и патериках. Преподобный Исаак Сирин пишет: «И, когда бывает малое попущение Божие, искуситель диавол неудержимо приближается; но по мере силы искушаемых им, а не желанию своему приражается к им беззаконный диавол. И через сие испытываются истинные и твердые в любви Божией» (Слова подвижнические. Слово 60-е).

Кого из людей Новый Завет называет словом «брат»?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  

В Ветхом Завете еврейское слово «ах» применяется к тем, кто вышел из одного материнского лона (Быт.4:2). Иногда это понятие расширяется и включает представителей одного рода (Лев.10:4), племени (2 Цар.19:12), всего народа (Вт.25:3).

В Новом Завете греческое слово «адельфос» (брат) употребляется в двух значениях: 1) указывает, как и в Ветхом Завете, на кровное родство (Мф.10:2; Лк.15:27) и 2) обозначает духовное родство последователей Иисуса Христа, являющихся чадами одного Небесного Отца (Мф.23:8; 1 Пет.2:17). По слову св. апостола Павла, Иисус Христос «не стыдится называть их [христиан] братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя» (Евр.2:11–12).

Во второе пришествие Христа воскреснут тела, а в каком состоянии они будут?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  

1. Жизнь после всеобщего воскресения будет не восстановлением прежней, а преображением. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр.21:1). По смерти наше тело истлевает. Этот распад всего телесного состава необходим для того, чтобы тела наши обновились, избавились от болезненности, недостатков, земной дебелости. В этом смысле святые отцы говорят о благодетельности смерти, ибо через нее совершится врачевание и преображение не только души, но и тела. По слову св. апостола, «при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе» (1Кор.15:42–43).