PROTESTANTS ABOUT ORTHODOXY

So the religious life of Protestants is not limited to the study of the Bible.

It is said that Orthodoxy, with its "conciliarity," extinguishes individual religious initiative, does not allow man to stand before God one-on-one.

In fact, it is easy to see that the Protestant community has much more control over the lives of its members. An Orthodox parishioner is more likely to complain about his abandonment, about the fact that no one is interested in him, that he is not being led along the path of salvation. And if a Protestant misses one meeting, the next morning there will be a series of calls from "brothers and sisters": why wasn't he there?

They say that Orthodoxy and Catholicism are "expensive" religions, and Protestantism is "cheaper".

The argument, of course, is not theological, but it is still false.

Orthodox churches are supported by free donations from people and by payments for one-time services. Moreover, those services, for the performance of which a payment is given in a fairly significant amount, are performed by a person once in a lifetime: baptism, wedding, funeral. The sacraments to which an Orthodox Christian most often resorts – confession and communion – are performed free of charge. And only a memorial note with a prosphora and a candle leave a barely noticeable trace in the wallet.

In the majority of Protestant communities, there are strictly defined monthly fees – "church tithes". Often, "tithing" is understood literally, as a requirement to put 10 percent of all income at the disposal of pastors. In a number of Protestant countries, a "church tax" collected by the state (for example, Germany and the Scandinavian countries).

So for an ordinary parishioner, being Orthodox is less "expensive" than being a Protestant.

It is also said that the Orthodox do not pray to God themselves: the priest reads the prayers for them, who is the mediator between God and the parishioners, while in Protestantism everyone prays for himself.

Если речь идет о молитвенных собраниях, а не о домашних и частных молитвах (где любой человек молится, конечно, вполне самостоятельно), то все выглядит ровно наоборот.

Священники и чтецы в православных храмах сознательно читают молитвы бесстрастно, без эмоций – на одной ноте. Всем известна присказка «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой». Так вот, пономари так читают не потому, что им надоело сотый раз читать одни и те же молитвы, а потому, что их специально учат читать именно так – нараспев (то есть без «расстановки»), бесстрастно (то есть без «чувства») и без подчеркнутой назидательности (то есть без «толка»).

Дело в том, что в храм приходят разные люди, с разными нуждами и чувствами. Церковные молитвы (и прежде всего – библейские Псалмы) содержат в себе всю палитру человеческих чувств – от гнева до умиления, от славословия до покаяния. Каждое богослужение несет в себе и радостные, и скорбные слова. Одновременно и равно глубоко прочувствовать все их практически невозможно. Поэтому человек, пришедший в храм с радостью – будет соразмерять движения своего молящегося сердца с радостными и благодарственными словами службы. Тот же, в чьем сердце в этот час слышнее звучит покаянный вздох – будет в сердце своем слагать те слова покаяния, которые также рассыпаны по всей службе. Так вот, если пономарь будет читать «с выражением» – он будет подчеркивать в молитвах именно те места, которые лучше соответствуют его сиюминутному состоянию, а оно может отнюдь не совпадать с молитвенным настроем всех остальных прихожан. Ему сегодня грустно – и он будет наскоро проглатывать радостные восклицания и акцентировать покаянные. Ему стало веселее – и вот уже покаянная боль не доносится им до прихожан. Выделение любой из тем в симфонии богослужения неизбежно приведет к тому, что кто-то из пришедших окажется лишним в этот день. Он пришел с покаянным сокрушением – а ему навязывают только «Аллилуйю». Представьте, что было бы, если бы Шестопсалмие псаломщик начал читать «с выражением»! Остальным молиться было бы уже нельзя – настроения и предпочтения чтеца были бы навязаны всем. Монотонное чтение пономаря, вошедшее в поговорку, защищает свободу молитвенного труда слушающих. Именно «чужие слова» оставляют гораздо больше свободы для собственного построения своей молитвы человеком, чем «импровизация». Вообще же цель православного богослужения не в том, чтобы возбуждать какие-то чувства, а в том, чтобы преображать их.

Ровное течение православной службы предполагает, что каждый вошедший сам выбирает для себя тот ряд образов, который ближе к его сегодняшним духовным нуждам. Из него не выдавливают слезу и не исторгают восторги. Он погружается в медленно текущую реку смыслов и от слуха в сердце проводит те струйки, которые ему лично нужны сейчас. Правила православной храмовой молитвы разрешают не вслушиваться в весь ход церковных чтений – если какая-то одна мысль встретилась сейчас с твоим сердечным чувством, можешь «отстать» от хода службы, остаться с этой именно мыслью наедине в своей молитве, а затем уже вернуться к общей молитве.

Напротив, на протестантском собрании идет постоянное эмоциональное давление на слушателей. Тот, кто сейчас читает свою молитву, придыханиями, интонациями, жестами выдавливает именно ту эмоцию, которая ему кажется сейчас важнейшей. Всем приходится соучаствовать в чувствах пастора или произносителя данной молитвы.