PROTESTANTS ABOUT ORTHODOXY

Но как есть в Библии страницы, в которых каждому хочется узнать себя, так есть в ней и такие страницы, которые христиане очень редко и очень неохотно соглашаются приложить к себе лично и к своей общине.

Это – горькие слова Спасителя о фарисеях. Преподобный Максим Исповедник писал: «То, что сказал Господь наш, сетуя на фарисеев, я прилагаю в отношении к нам, нынешним лицемерам Не связываем ли и мы бремена тяжкие и неудобоносимые, и не возлагаем ли их на плечи людей, а сами и перстом не хотим дотронуться до них (см.: Лк. 11, 46)?

Не делаем ли мы все дела свои, чтобы показаться перед людьми (см.: Мф. 6, 5)?

Не любим ли мы восседать на первом месте на трапезах и сонмищах а тех, которые не слишком рьяно отдают нам такую честь, не делаем ли мы смертными врагами? Не взяли ли мы ключ ведения и не закрываем ли им Царство Небесное перед людьми, вместо того чтобы и самим войти, и дать войти им? Не обходим ли мы море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случается, делаем его сыном геенны, вдвое худшим нас (См.: Мф. 23, 15)?

Не вожди ли мы слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие (См.: Мф. 23, 24)?

Не очищаем ли мы снаружи чаши и блюда, а внутри полны хищения, жадности и невоздержания (См.: Мф. 23, 25)?

Не строим ли мы надгробий над могилами мучеников и не украшаем ли раки Апостолов, а сами уподобляемся убийцам их?»13.

А иногда Библия утверждает вещи как будто просто противоречивые. И какой же из разноречащих тезисов тогда надо выбрать?

Апостол Иаков пишет: «Не делам臇 ли оправдался Авраам возложив на жертвенник Исаака, сына своего» (Иак. 2, 21). А апостол Павел утверждает противоположное: «Верою Авраам принес в жертву Исаака» (Евр. 11, 17).

Иаков говорит: «Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев» (Иак. 2, 25). А Павел настаивает: «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев не погибла с неверными» (Евр. 11, 31).

Так спасение через веру или через дела? Это классический спор протестантских и католических богословов, и у каждой стороны свой запас цитат.

Лютера это разноречие библейских текстов привело к тому, что он решил согласовать свой катехизис с Библией при помощи ножниц: через объявление послания Иакова подложным.

В православной же перспективе вера сама есть событие. Событие веры, растворенное в покаянном обороте, есть «та перемена ума, что делает видимое вновь проницаемым для невидимого».

Понятно, что такие интерпретации уже выходит из области филологии и начинают влиять на практику духовной жизни.