«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Чудо великое! В чем заключается это чудо, явленное Иисусом? В превосходстве жизни над смертью. В чем же античудо, в которое люди до того верили? Именно в их убеждении, что смерть сильнее жизни. Истинно, всякое античудо человеческое хуже всякого чуда Божия. Ведь античудо означает веру в абсолютную власть зла над добром и смерти над жизнью. Чудо же значит веру во всемогущество добра над злом и жизни над смертью.

Другое чудо воскрешения мертвеца произошло в городе Наин под Фавором. Об этом чуде сообщает божественный Лука такими словами:

После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.

Прежде всего, Феодул, обрати внимание на эти слова: сжалился над нею. Сжалился Иисус над вдовой, оплакивавшей своего единственного сына, свое единственное утешение. Мы не слышали, чтобы факиры индийские совершили какое-нибудь чудо из сочувствия к людям. Ни маги египетские, ни пифии дельфийские. Но все, что они совершали, совершали с помощью черной магии, то есть с помощью ограниченных сил бесовских, причем или корысти ради, или ради стяжания славы. Какая огромная разница между ними и Христом Человеколюбцем, из сожаления и любви совершавшим столько Божественных чудес!

Далее, мы видим, что Иисус даже не прикасался к умершему юноше, но только взялся рукой за его гроб и произнес слово. Итак, опосредованное прикосновение и слово. И покойник ожил.

Но вот и третий случай; здесь нет прикосновения вообще, ни непосредственного, ни опосредованного, а есть только слово.

Если и сегодня на муле ехать из Иерусалима около двух часов через Елеонскую гору, то попадаешь в селение Вифания. В этом селе и сейчас показывают место, где был дом Лазаря Четверодневного, названного так потому, что он мертвым пролежал в гробу четыре дня. Этот Лазарь был друг Иисусов, и его сёстры, Марфа и Мария, служили Господу, когда Он к ним по пути заходил.

Однажды, как только Иисус вышел из Иудеи и отправился в Галилею, узнал Он, что друг Его Лазарь болен. Он прозрел Духом Своим и сказал ученикам: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Ведь Он знал все, что будет. И не вернулся тотчас, но оставался в Галилее еще два дня, ожидая, чтобы Лазарь умер и чтобы исполнилось четыре дня, когда Он придет в Вифанию к гробу покойника.

В Вифании встретила Его Марфа и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус ей отвечал: воскреснет брат твой.

Марфа: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Это учение должна была она ранее принять от Самого Иисуса.

Иисус: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.

Потом Мария повторила слова Марфы: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

И заплакала Мария. И заплакали все присутствовавшие. Тогда и Сам Господь заплакал.

Заплакал Иисус.