«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.
Чтобы и мы в предсмертный час знали, как должно предавать душу свою и в Чьи руки ее предавать, дабы душа наша отошла к Отцу Небесному, а не к зверям преисподним.
Вспомним еще одну молитву Иисуса с Креста: это молитва о врагах Своих. Когда распяли Его евреи между двумя разбойниками, Иисус, весь в крови и ранах, молился Отцу: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.
Чтобы и мы имели Духа Христова и в смертный час простили врагам своим и молились Богу, чтобы и Он им простил.
Не думаешь ли ты, Феодул, что мы этим перечислением исчерпали все молитвы Господа Иисуса за весь Его земной век? Даже приблизительно - нет. Представь себе море, чьи глубины исполнены жемчуга. Евангелистам было дозволено от Духа Божия вынести и открыть миру только одну горсточку этого жемчуга, в то время как все горы жемчуга остались в глубине морской, ведомые только Отцу, и Сыну, и Духу Святому. Открыты, причем вкратце, только типичные молитвы, которые могут нам быть понятны и полезны в разных случаях нашей жизни. Все, что сверх этого сказал вечный Сын Божий вечному Отцу Своему, было бы опасно для смертных людей даже слышать. Едва лишь одну часть этих тайн, более древних, чем сотворение мира, и более широких и глубоких, чем весь сотворенный мир,- едва лишь одну часть этих тайн, говорю, могут воспринять и понести наисовершеннейшие бесплотные духи на небесах, каковы Престолы, Начала, Серафимы и Херувимы.
Посмотрим теперь, Феодул, на Христову науку о молитве. Прежде всего мы должны признать, что Он примером Своих молитв показал эту науку на деле. А словами изложил ее следующим образом.
Сказал Ему некто из учеников: Господи! научи нас молиться.
Тогда Господь изрек известную молитву Господню - Отче наш.
Когда мОлитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах!
Этим подтверждается, во-первых, наитеснейшее сродство между человеком и Творцом и, во-вторых, наитеснейшее сродство между человеком и человеком. Святое отцовство и святое братство. Из этого сродства рождается любовь к Богу и любовь к ближним, чем исполняются две самые главные заповеди Божии. Приблизься к нам и приблизь нас к Себе, Отче Всевышний.
Да святится имя Твое выше всякого другого имени на небе и на земле. Чтобы для нас никакое другое имя не было ни святее, ни милее, ни славнее. Когда имя Отца нашего свято для нас, тогда и мы чувствуем себя святыми, как Его дети, и возрастаем в святыне, и поистине бываем святыми, как и Он свят. И любовь наша к Богу и ближнему сияет ореолом святости. И мы смотрим один на другого, как на святыню Святаго Бога; как бог на бога. Неблагословенны те, кто превозносит имена человеческие, а имя Божие хулит. Неблагословенным будет и труд, и плод их. А Ты нас благослови святостью имени Твоего страшного, Отче наш Святый.
Да приидет Царствие Твое, Царство святой истины и святой любви, в котором нет ни лжи, ни насилия, ни смерти. Вечная истина, вечная любовь и вечная жизнь да вселятся в нас от Христа через Духа Святаго. Да воцарится Христос в сердцах наших и да дышим мы Духом Его, Духом Святым, Царю наш и Отче наш.
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Того, что угодно Тебе, да хотим и мы. То, что заповедуешь Ты, да исполняем мы без сомнения и роптания, быстро и радостно, как делают это Ангелы Твои на небесах. Твоя воля праведна и спасоносна. Дай нам сил исполнять волю Твою, а не волю плоти и волю адскую. Ведь Ты - Святый Отец наш. И свято имя Твое. И свято Царство Твое. И свята воля Твоя, Отче наш всемудрый.
Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день, хлеб небесный и хлеб земной; для души и для тела. Слово Твое - хлеб небесный, данный нам Тобою через Сына Твоего Иисуса Христа. Сладко слово родительское, которое ни заранее не подготавливается, ни искусно не составляется, а рождается из родительского сердца, переполненного любовью! Благослови труды наши и плоды земные, дабы мы, видя милость Твою, радостно Тебя славили и величали, как Отца нашего, Отца любви и всякой доброты, и дабы все мы, как единодушная и святая братия, святили имя Твое, чаяли Царства Твоего и исполняли волю Твою, Отче наш всебогатый.