«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Тридцатью годами позже первым возвестил приближение Царства Небесного Иоанн Предтеча на Иордане, провозглашая для отупевших евреев: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

При третьем искушении сатана вывел Иисуса на гору высокую, показал Ему все царства мира и славу их и обещал дать Ему все это, если Он поклонится ему. Следовательно, показал он и Египет, и Халдею, и Персию, и Аравию, и Индию, и Китай, и Японию, и Америку, и Европу, и Славию - все эти неблагословенные царства и народы, закованные духом ада в его цепи лжи, лицемерия и отчаяния,- и сам богоборный Израиль в их числе. Но всю эту тогдашнюю собственность князя мира сего, которую он, непоминаемый, самовольно присвоил себе и своим змеиным ядом осквернил и отравил,- всю эту зловонную плесень решительно отказался принять Царь Небесный, Который из человеколюбия явился на землю, чтобы открыть людям двери Своего вечного Царства на небесах.

Царство Мое не от мира сего, отвечал Иисус Своему судье Пилату, когда тот спросил Его: Царь ли Ты? Евреи же, с духом приземленным и взором, прахом земным ослепленным, увидев чудеса Его, захотели поставить Его своим царем. Но Он скрылся и удалился на гору (см.: Ин. 6, 15). Велика ли честь для Него - быть царем в одной стране, как того евреи хотели, или царем над всеми царствами земными, как сатана Ему предлагал?

Что стало со столькими царствами и царями земными, бывшими до и после Него? Что стало с царями египетскими - Хеопсом, Кафром, Менкерием, Тутанхамоном и Рамзесом - могущественными? Предав свои души сатане, они стали воздвигать пирамиды высотою до небес, чтобы хоть тела свои сохранить в нетленности. Между тем сейчас саркофаги с их набальзамированными телами - купленные или похищенные из пирамид - демонстрируют в музеях европейских, точно обезьян в зоопарках.

Что стало с богатыми царями и махараджами из «Махабхараты» и «Рамаяны»: с отважными Рамой и Арджуной, с могущественными Акбаром и Могулом и прочими, которых столько воспевали и прославляли на земле? Что стало с их замечательными военачальниками и бесчисленными полками? Царства их перешли к их неприятелям, тела их рассыпались в прах, а души их сейчас - по учению индийскому - или говорят в иных человеческих телах, или блеют овцами, воют волками, шипят змеями.

Где самодержцы царств, виденных пророком Даниилом в видении? Где Навуходоносор, провозгласивший себя богом, и где его золотое царство Вавилонское? Где серебряное царство Персидское с царями Дарием, Киром и Ксерксом? Где медное царство Александра Македонского? И где Римское царство из железа и глины со всеми кесарями римскими, вскормленными волчицей? Из их мертвых черепов можно было бы составить гору высотой с Арарат.

Где богдыханы китайские, в шелка облачавшиеся и по шелкам ходившие? Где их мудрые мандарины с множеством своих книг и умельцы их с изумительными рукотворениями своими? Где микадо японские, сыны неба, и где их славные самураи? Где страшные Тимуры со своими монгольскими армиями, будоражившими, как вихрь, всю Азию и Европу? Ковер из пыли накрыл их всех, и по этому ковру лишь погонщик изредка пройдет, погоняя верблюдов, проклиная пыль, застилающую ему глаза, и думая единственно о том, где бы ему найти еды для себя и для своих верблюдов.

Что стало с богатым Крезом, царем Лидийским? Что с искусными Микенами? Что с пресыщенным Содомом? Что с Атлантидой? Что с пребогатым Тиром? И с Финикией, царицей моря, и ее храбрым полководцем Ганнибалом? И со столькими царями моавскими и ханаанскими? Кудесник ада, возведя их до наивысших призрачных высот и насладившись тем, как они ему кланяются, насмеялся под конец над трупами их и понесся плести, как паук, свои сети для новых жертв.

Все такие царства - все, не одно - предложил искуситель Спасителю мира при условии, что Он поклонится ему. И Спаситель отверг это. А на вопрос слуги того же самого искусителя, Понтия Пилата, царь ли Он, ответил: Царство Мое не от мира сего.

Счастье наше и спасение в том, что Сын Божий, во-первых, отказался принять от противника Божиего все преходящие царства земные и обманчивую славу их; во-вторых, что убежал, когда евреи хотели поставить Его царем своей страны, и, в-третьих, что дал этот ответ Пилату: Царство Мое не от мира сего.

Что было бы с Ним и что с нами, если бы Он, скажем, стал царем всех царств земных? В течение краткого века человеческого был бы Он знаменитее Навуходоносора и сильнее Александра, а по смерти тело Его рассыпалось бы в прах, а душа оказалась бы в аду. От Него остался бы лишь один пустой звук, точно так же, как от других царей, вассалов князя ада, бывших до Него.

Или, скажем, если бы Христос стал царем страны Иудейской. Был бы Он, вероятно, богаче Соломона, но недолговечным, как и Соломон; время иссушило бы Его, как иссушает лилии полевые, а после Него взошли бы на Его престол какие-нибудь упрямцы, вроде Ровоама, или конюхи, вроде Иеровоама, и раздробили бы Его царство и обездолили бы народ.

А что было бы с нами? Мы, как индийцы, обожали бы полчища божественных триад, разделенных в себе, поклонялись бы змеям и, пребывая в крайнем отчаянии, жаждали бы небытия, нирваны. Или, как евреи, до сих пор провозглашали бы то одного, то другого шарлатана мессией и снова ждали бы прихода мессии, причем не прореченного и всечеловеческого Мессии, а какого-нибудь разбойника с ятаганом, который только евреям был бы на пользу, а всем остальным народам в погибель. В обоих случаях мы сегодня пребывали бы во мраке, будь то мрак индийский или мрак еврейский.

Мы же услаждаемся между тем в свете неслыханном и неописуемом. Ведь мы чада света, а не тьмы. Признали мы и приняли подлинного Мессию, бессмертного Царя царей и Господа господ, Чьему Царству не будет конца, по свидетельству пророков и Ангелов Божиих, каковое свидетельство подтверждает и историческая действительность в последние двадцать веков, ибо Он и ныне жив и царствует, и Его благословенное Царство непрестанно ширится и множится. Оно уже настолько увеличилось, что стало многочисленнее всех царств на земле. Однако его не видно, поскольку оно находится в духовном мире: ведь оно Царство Небесное, а не земное. А начаток человеческий этого Царства был весьма скромным, таким, что Иисус должен был ободрять его: Не бойся, малое стадО! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32).