KLHMENTOS-STRWMATEWN TRITOS-СТРОМАТЫ-КНИГА ТРЕТЬЯ-Гностики о сексуальной жизни и браке-Валентин, Василид и Исидор о браке

(3) «Наконец, братия, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте; и Бог мира будет с вами».245 (110, 1) Петр в своем послании говорит подобное же: «Чтобы вы имели веру и упование на Бога, послушанием истине очистивши души ваши»,246 «как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру призвавшего вас святого, и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: будьте святы, потому что я свят».247

(3) Однако критика пропагандистов того, что ложно зовется

гносисом, как бы она ни была важна, завела нас гораздо далее,

чем следовало, и слишком затянула наше повествование,

поэтому на этом мы заканчиваем третью книгу Стромат,

гностических заметок для памяти,

посвященных истинной

философии.

1 Cf. Mt. 19:11. Но Климент, по-видимому, пользуется каким-то иным источником.

2 Некоторые исследователи полагают, что эта фраза является поздней глоссой.

3 Далее Климент цитирует Этику Исидора, текст см. в разделе, посвященном Василиду и Исидору.

4 I Cor. 7:9.

5 Пассаж довольно сложен, текст местами очевидно испорчен. В данном месте я следую чтению, предложенному Hilgenfeld и принятому Chadwick. Чтение манускрипта a)nte/xou, т.е. борись, в то время как Епифаний, который цитирует Климента, пишет a)ne/xou сдайся. Таким образом, как же именно Исидор советует поступить со сварливой женой остается непонятным!

6 Исидор советует, по-видимому, поступить так же, как Невыразимый Бог из мифа (см. свидетельство Епифания об учении последователей Валентина, Panarion, 31, 5, 5). Если к тебе пристает жена, удовлетвори ее и «успокойся».

7 Эта часть добавлена издателем, как необходимая по смыслу.

8 2 Cor. 11: 13-15.

9 Выдержка из какого-то стоического источника. Cf. SVF III, 11.

10 Cf. Gal. 6: 2.

11 I Cor. 7: 9.

12 Очевидно, речь идет о гностической Монаде, которая сначала была одна, затем породила Идею, из союза с которой возник мир (Irenaeus, Adv. haer. I 25). Имеются свидетельства о том, что некие религиозные торжества, посвященные богу Harpocrates (прообразом которого был египетский бог Гор), действительно проводились в Кефалейе. Подобие имени этого бога имени Карпократа могло навеять Клименту это сопоставление. Епифан означает «воплотившееся божество», что также служит намеком. Однако такое отождествление Епифана сына Карпократа с неким богом, вероятно, является ошибкой.