KLHMENTOS-STRWMATEWN TRITOS-СТРОМАТЫ-КНИГА ТРЕТЬЯ-Гностики о сексуальной жизни и браке-Валентин, Василид и Исидор о браке

13 Буквально: «Бог – Солнце, источник дня и Отец, etc.» фактически показывает, что речь здесь идет о солярном культе. Далее в тексте эта метафора продолжает развиваться.

14 Т.е. «закон, согласно которому следует размножаться».

15 Metegra/fh ga?r a)/n может означать также записали (канонизировали) традицию или изменили.

16 Rom. 7: 7.

17 Такая теория происхождения частной собственности привлекала не только ранних христиан и гностиков. На заре французской революции Ж.-Ж. Руссо начинает вторую часть своего сочинения «О происхождении неравенства» такими словами: «Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: «Это мое!» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн, убийств, несчастий и ужасов уберег бы род человеческий тот, кто, выдернув колья или засыпав ров, крикнул бы себе подобным: «Не верьте ему! Остерегитесь этого обманщика! Вы погибли, если забудете, что плоды земли принадлежат всем, а сама она – ничья!.. По всей видимости, наши гностики видели свою миссию именно в этом».

18 Exod. 20: 17.

19 Euripides, fr. inc. 895.

20 Cf. Rep. V 457 d. Такое толкование является полностью превратным. Платон допускает «коммунизм» только для правящего класса, где все имеют равный статус и вступают в связь только во время особых праздников, распределяя партнеров по жребию. Однако представители этого класса должны особенно строго воздерживаться от сексуальных излишеств. Впрочем, Климент не уникален в своей интерпретации, нечто подобное можно найти и у Эпиктета (II 4, 8-10).

21 Epist. Iudae 8-16.

22 Cf. Strom. V 88.

23 Heracleitos, fr. 99 (Marcovich), 20 DK.

24 Фрагменты из поэмы Эмпедокла «Очищения» (fr. 118, 125, 14 DK).

25 Oracles Sibyll., fr. 1, 1.

26 Odyssea, XIII 130.

27 Theognidea, 425-427.

28 Euripides, Cresphontes, fr. 449.

29 Euripides, Polyidos, fr. 638.

30 Неточная цитата из Геродота (I 31).

31 Herodotus, I 31. В этой известной истории Солон называет Клеобида и Битона счастливейшими из людей, поскольку в ответ на молитву матери даровать ее сыновьям наивысшее благо, доступное людям, богиня послала им смерть во сне.

32 Iliad., VI 146.

33 Plato, Clatylus, 400 b-c. Цитата не вполне точна.