«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Страшнее всего в нынешней жизни даже не явное и ожесточенное богоборчество, которое многих от себя отталкивает, а полный религиозный индифферентизм, забвение Бога и равнодушие к вере и Церкви. Слуги Антихриста более всего стараются о том, чтобы совершенно вытеснить Бога из жизни людей, дабы люди, довольные своим материальным благополучием, не чувствовали никакой потребности обращаться к Богу в молитве, не вспоминали Бога, а жили так, как будто Его вовсе нет. Поэтому весь уклад нынешней жизни в так называемых "свободных" странах, где нет открытого кровавого гонения на веру, где признается за каждым право веровать так, "как он хочет" представляет собой еще большую опасность для души христианина, ибо приковывает его всецело к земле, заставляя забывать о небе. Вся современная "культура", направленная на чисто-земные и связанный с нею бешеный водоворот жизни держат человека в постоянной суете и рассеянности, при коих нет для него возможности хоть сколько-нибудь углубиться в свою душу, и духовная жизнь в нем постепенно замирает.

Вот почему православный христианин, живущий в этих трудных условиях современной жизни, должен всеми силами бороться за поддержание в себе духовной жизни, а главное средство для этого – неопустительная ежедневная домашняя молитва и обязательное участие в общественной церковной молитве. Несмотря ни на какие препятствия, должен он поставить себе за правило – непременно молиться дома утром и вечером, хотя бы кратко, взяв себе за образец хотя бы молитвенное правило преп. Серафима для мирян, и ни в коем случае не пропускать ни одного воскресного и праздничного богослужения в храме, не только литургию, но и всенощное бдение. С этой точки зрения, совершенно недопустимое явление, широко у нас, к сожалению, распространившееся – устраивать разного рода увеселения и развлечения как раз в кануны воскресных и праздничных дней. Это тоже несомненная уловка слуг грядущего Антихриста для того, чтобы отвлечь православных христиан от такого неопустительного посещения церковных богослужений, которое безусловно необходимо для поддержания в себе духовной жизни.

И никакие оправдания не могут тут быть приняты во внимание. Душа человека дороже всего на свете – она, по словам Христа-Спасителя, ценнее всего этого тленного мира (Мф. 16, 26), а лишенная благодати церковной молитвы она умирает. "Христианин без церкви, как рыба без воды, не может жить истинною жизнью", – учил приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский, – "Церковь – его стихия" ("Мысли о Церкви", стр. 114).

Нужна правильная духовная жизнь, по указаниям Св. Православной Церкви, а для этого необходимо постоянное руководство Словом Божиим и творениями Св. отцов. Губительнее всего распространенная в наше время привычка искать модных учителей и следовать во всем за так называемым "общественным мнением". Все эти модные учители суть не что иное, как те самые "лжехристы" и "лжепророки", от прельщения которых предостерегал Сам Господь Иисус Христос (Мф. 24, 4-5 и 23-25). А так называемое "общественное мнение" через прессу и иными способами создают все те же слуги грядущего Антихриста, которые приобрели большую власть и умение действовать на умы и сердца современных людей.

Наконец, что самое важное, надо решительно оставить свойственную большинству современных людей плотскую греховную жизнь, легкомысленную и беспечную и, как можно чаще очищая свою душу покаянием, всей душой стремиться к соединению со Христом в величайшем христианском таинстве Причащения.

Только так живущий православный христианин сможет избежать сетей, хитроумно раскинутых повсюду слугами грядущего Антихриста. Только такой христианин будет в силах бороться за свою душу и за души близких ему людей со все больше и больше надвигающимся на мир царством тьмы, готовым уже охватить все человечество. В этой борьбе опаснее всего нерешительность, колебания и компромиссы. Самый незначительный компромисс может осложнить и сделать эту борьбу более трудной, может оказаться даже губительным.

Это – борьба не на жизнь, а на смерть.

Преступно убаюкивать себя радужными надеждами на какой-то "прогресс" человечества, на какое-то лучшее будущее здесь, на земле. Это ведь есть главное обольщение слуг Антихриста, чтобы отвлечь нас от мыслей о небе. Господь ясно сказал, что не "прогресс" нас ожидает, а все большие и большие скорби и бедствия вследствие "умножения беззакония" и "оскудения любви", и что, когда Он придет, то едва ли найдет веру на земле (Лк. 18, 8). А слова Господа непреложны, как Он Сам торжественно засвидетельствовал: "Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут."(Мф. 24, 35).

О каком же "прогрессе" можно говорить?

Не о мнимом антихристовом прогрессе должен истинный христианин помышлять в наше время, а о том, как бы лучше приготовить себя к сретению Господа, грядущего судить живых и мертвых.

На это есть прямое повеление Господа.

"Бодрствуйте... будьте готовы (Мф. 24, 42-44)... будьте подобны людям, ожидающим господина своего с брака... блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так" (Лк. 12, 40-43).

И наоборот: горькая участь ожидает того, кто станет убаюкивать себя, говоря: "Не скоро придет господин мой" (Лк. 12, 45).

Дух постоянного ожидания Второго Пришествия Христова – это есть дух первохристианства, молитвенно взывавшего ко Господу: "Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Апок. 22, 20). А противоположный сему дух есть, несомненно, дух Антихриста, старающийся всячески отвлечь христиан от мысли о Втором Пришествии Христовом и последующем затем воздаянии. Поддающиеся сему духу подвергаются опасности: не узнать Антихриста, когда он придет, и попасть в его сети. Именно это и есть самое страшное в современном мире, исполненном всевозможных обольщений и соблазнов. Слуги Антихриста, как предупредил нас Господь, будут стараться "прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24, 24).