«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

О положении православного христианина в современном мире

Положение православного христианина в современном мире, можно без всякого преувеличения сказать, до крайности тяжко. Вся современная жизнь, во всех ее проявлениях, так или иначе, направлена против него. Ведь все в ней, по существу, является сплошным отрицанием истинного христианства. И если еще в апостольские времена возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов мог писать, что "весь мир лежит во зле" (1 Иоан. 5, 18-19), то с гораздо большим правом можем мы сказать это о нашем времени. Быть истинным православным христианином, готовым до смерти соблюсти свою верность Христу-Спасителю, в наши дни много труднее, чем в первые века христианства. Тогда преследовали христиан враги неразумные, не ведавшие Христовой веры, имевшие о ней представления превратные, зачастую нелепые. Да и гонения эти носили по преимуществу характер внешних гонений. Не принося ущерба душе, они обрекали на муку и смерть тела первых христиан. И тогдашние христиане, хорошо помня завет Христов: "не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить" (Мф. 10, 28) и будучи подкрепляемы благодатью Божиею, с радостью шли на муки и отдавали свою жизнь за Христа. Эти гонения не только не угашали духа, а наоборот – еще более окрыляли и возгревали его, и кровь мученическая, по меткому выражению одного из тогдашних апологетов, действительно становилась семенем христианства.

Не то теперь!...

Современный мир, за некоторыми исключениями (мы имеем в виду кровавые гонения на веру, имевшие место в Советской России), не угрожает так явно и открыто телесными муками и телесной смертью носителям Христова имени. Даже сам, в значительной части своей, еще продолжает носить имя "христианского", строит храмы, призывает Имя Христово, клянется на Священной Библии.

Но все это – одна видимость.

Под прикрытием этой обманчивой, многих вводящей в заблуждение, благовидной внешности, в действительности повсюду идет теперь сильнейшее скрытое гонение на христианство, проявляющееся в самых различных видах и формах. Это гонение гораздо опаснее и страшнее прежнего гонения, ибо оно грозит полным опустошением душ – духовной смертью. Сейчас происходит именно то, о чем предупреждал и от чего более всего предостерегал Христос-Спаситель, увещевавший Своих последователей не бояться мук телесных, поскольку они не грозят душе: "бойтесь более того, – говорил Он, – кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10, 28).

Что же это такое происходит в мире, и как может современный мир, столько столетий, по-видимому, живший в христианстве, гнать христианство?

Во всем этом нет для нас ничего неожиданного: обо всем этом мы уже давно предупреждены Словом Божиим. Но горе тому, кто упорно закрывает глаза на это, не желая видеть, к чему призывает нас быть готовыми Слово Божие.

В мире, по словам св. Апостола Павла, "деется тайна беззакония" (2 Сол. 2, 7) – происходит все усиливающийся процесс "отступления" христиан от Христа, процесс, который в конечном итоге своем должен привести к открытию "человека греха, сына погибели – антихриста" (2 Сол. 2, 3). Этот страшный процесс "отступления" за последнее время так явно и очевидно обнаруживает себя во всех сторонах жизни, что только слепой может не видеть, к чему он ведет: все совершающееся ныне в мире есть ничто иное, как тщательная подготовка царства Антихриста, в которой принимают самое деятельное участие, как открыто отрекшиеся от Христа, так и продолжающие еще наружно носить имя "христиан".

Первым важным этапом на пути этого "отступления" было отпадение от Православия Запада с папским престолом во главе. Разве не антихристово начало положено в основу папского притязания стать непогрешимым "наместником Сына Божия" на земле? Разве не дает себя ощутить дух антихристов в этом стремлении "заместить", как бы "подменить" собою Христа для всех верующих в Него? А дух противохристианской гордыни, так очевидно приводящий к "прелести" в духовной жизни, непомерное властолюбие, жаждущее подчинить себе весь мир, –- разве все это не характерные черты Антихриста?

Такое извращение духа Христова в отколовшемся от Православия западном христианстве повлекло за собой целый ряд лжеучений и страшное моральное растление. Осталась одна видимость христианства, внешность его, лишенная подлинного духа жизни во Христе.

Все это вызвало к жизни второй губительный этап "отступления" – появление так называемого "гуманизма", породившего на Западе новую эпоху – эпоху Возрождения. Эпоха "гуманизма", или "Возрождения", явившаяся как реакция извращенному на Западе христианству, была в сущности отречением от христианства и возвращением к идеалам язычества. Она провозгласила культ сильной, здоровой, красивой человеческой плоти, и духу Христова смирения и послушания противопоставила дух самомнения, самоуверенности и обоготворения человеческого "разума".

Как протест против извращенного христианства, на почве того же гуманистического идеала, признавшего "разум" высшим критерием жизни, явилось на Западе религиозное движение, получившее название "протестантизма". Протестантизм с его бесчисленными ответвлениями – всевозможными сектами – не только в корне исказил все учение истинного христианства, но и отверг самый догмат Церкви, поставив самого человека высшим для себя авторитетом, и дошел до отрицания веры в Божество Иисуса Христа, Основателя Церкви.