«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Богочеловеческое бесстрастие - απάγεια - души является в Новом Завете чем-то совершенно новым. Христос воплощается, чтобы люди могли быть причастными Его бесстрастию 13. "Ради освящения и прикровенного бесстрастия Спаситель обитает в достойных, чтобы сделать их бесстрастными - απαθεις, в тех, которые приняли Его, бесстрастного - απαθής 14. "Совершенной меры бесстрастия" достигают только христообразные души, созданные этической триадой и "обоженные обитанием в таинственных благодатных глубинах Триипостасного Божества" (10,2-5). Целью благочестия является очищение души через добрые дела и обитание в ней Святого Духа 15. Но полностью очистить душу возможно только молитвенно-благодатным пересозиданием себя этической триадой 16. Посредством этической триады Дух Святой входит в душу человека, становится душой его души и делает его совершенным (32, 6). Только душа, соединенная с небесной душой, становится обителью Святой Троицы, "так как Божественная Троица обитает в очищенной душе" 'Ενοικει γαρ η Θεια Τριάς εν τη καθαρτως εχούση ψυχη 17, "обитает такой, какая Она есть - ου ταθ' ο εστιν, ибо ни одна тварь не может вместить больше, чем способен вместить человек" 18. Этой "совершенной меры Христианства" достигает только святая, чистая, обогочеловеченная душа (32, 6).

3. Обожение ума.

Обожение ума достигается через κρασις - соединение ума человека с умом Богочеловека. Вечный смысл человеческого ума - "соединиться с безначальным Умом - ινα ανάρχω νοι σύγκραθη" 19. Но чтобы стяжать такое соединение, человеку необходимо пройти подвиг этической триады - веры, надежды, любви. Когда ум пройдет эти подвиги и изменится с помощью этической триады, только тогда он удостоится стать "одним духом с Господом" (10,11. Col.540А), чтобы обогочеловечиться. Если человек подвизается добровольно и допускает благодать Святого Духа облагодатствовать ум до конца и обитать "в глубочайших глубинах ума", тогда Господь "соединяется с умом" 20 и становится с человеком "одного духа, одного состава, одного ума" - εις μίαν διάνοιαν (46,31. Col.793С). Ум облагодатствованный, ум, очищенный молитвой и преодолевающий греховную ветхость, становится "новым умом" - καινος νους (44, 1). Господь "обновляет ум, исцеляет его от слепоты и глухоты, неверия и незнания, возвращает ему здравие" (5,25. Col.492С)- и "возвращает ему целость и блеск" (25, 5). Господь воскрешает ум из ада греховности и смерти, освобождает его от уз дьявола и возносит в божественный воздух, божественную атмосферу - εις τον θεικον αέρα (11, 11-12). Если ум, воскрешенный Христом, предастся Христу без всяких рассуждений, Христос настолько соединяется с ним, что человек может "в своем уме созерцать образ Христа как в зеркале" - ωοπερ εν κατόπτρω την Χριστου μορφην οραν εν τω ηγεμονικω αυτου (25, 3).

Обоженный, oбогочеловеченныи "христообразный" ум - наилучшее определение состояния святых, потому что они "своим умом приобщаются сущности и природе Христа" (15, 38).

Такого "христоносного" и "христообразного" ума ветхозаветный мир не знал. Чистота ума является повой реальностью. которая принадлежит Новому Завету, так как только "крещение огнем и Духом очищает испорченный ум" (32, 4), и только "небесный нож отрезает греховную нечистоту" (47, 1). Христос - единственный врач, Который знает и Который может лечить "слепоту ума" 21 и очистить от греха его богообразную сущность. Совершенные христиане имеют "помазанный ум" - χρίονται κατα τον νουν имеют "обоженный ум", потому что они "боги" - εν Θεω (17, 1). Вечно чистый ум реально присущ только Богочеловеку. Очистить человеческий ум возможно лишь Единому Чистому и Единому Безгрешному, Только таким образом совершенные христиане, которых преподобный Макарий называет "богами", достигают чистоты ума, соединяясь со Христом. Чистота ума - единственное, что в христианстве можно назвать совершенством - η τελείωσις, потому что "совершенство - это не воздержание от видимого, внешнего зла. но очищение ума - κατα διάνοιαν κάταρσις" 22, ибо "совершенство не есть воздержание от зла, но если войдешь в нечистый ум и убьешь змею в глубине ума..., если убьешь ее и выбросишь из себя всю нечистоту" (17, 15).

Такую чистоту ума желают иметь и евреи, и эллины, но не могут ее постичь, так как ее можно постичь только "через Того, Который нас ради распят" (17, 15). Кто приобретет такую чистоту, становится святым и чистым, и нет в его уме зла, и Дух Святой пронизывает все делание его ума (17, 13).

Божественный огонь Святого Духа "делает ум чистым" (25, 10). Очищенный, обогочеловеченный, одухотворенный ум всегда движется в Царстве Троичного Божества. "Совершенно очищенный ум - ο νους τελείως κάταρισθεις - всегда созерцает славу света Христова и непрестанно с Господом, так же как и тело Господа всегда соединено с Божеством и Святым Духом" (17, 4).

Совершенно очищенный ум переживает богочеловече-ский характер жизни Христа как самую настоящую реальность своего бытия. Обогочеловеченный ум есть "престол Божества", а также истинно то, что "Божество и Дух - престол ума" (6, 5). Господь Христос для того и пришел, чтобы низложить сатану с престола богообразного ума и сделать ум "седалищем Себе" и вечным седалищем вечного Богочеловека (6, 5).

4. Обожение воли.

Воля есть единосущная часть богообразной души и своей природой проходит через все степени развития души. Обожение души происходит и через волю. Соединяясь с благодатью, воля обожается. Человеческая воля освобождается от власти диавола и излечивается только соединением с волей Божией 23. В воле Божией воля человеческая находит свою целостность, свое здравие. Синергизм воли и благодати проявляется через "христообразную", богочеловеческую деятельность. Обоженная воля формирует всю свою деятельность по образу Божию - κάτ' ειςόνα ειςόνα Θεου, то есть в соответствии с очищенной богообразной своей сущностью, что предполагает личное участие Триипостасного Божества.

Христообразную, духоносную личность Дух Святой ведет к совершенному исполнению воли Божией - εις παν το θέλημα του Θεου (18, 11). Поскольку воля души согласна с волей Божией, постольку она способна на вечные, богочеловеческие дела, на служение Святому Духу (17, 8). Таинственно, через всю сложность жизненных обстоятельств Дух Святой ведет, поддерживает равновесие и гармонию между волей Божией и человеческой, потому что знает "волю Господню" (19, 9), "волю Христову" 24. Только Он учит человека познанию таинственной воли Божией, "так как только Святому Духу известна воля Божия" 25. "Без Духа Святого... никто не может познать - συνιέναι - волю Божию" 26. Таким образом, для преподобного Макария Великого облагодатствование, обожение воли является правилом христианской жизни - conditio sine qua non - и необходимостью в познании Истины.

5. Обожение сердца.

Очевидно, что, по учению преподобного Макария Великого, обожение личности собирает воедино все силы душ, не исключая соматическую (телесную) часть (10, 4). Обожение охватывает целую личность без остатка. Соединяясь с Богочеловеком, человек не теряет своей индивидуальности, потому что богочеловеческое равновесие установлено личностью Богочеловека Христа. Человек совершенен не только когда он "в Бoгe" - εν Θεω, но и когда Бог "в человеке" (10, 4). Вообще совершенство онтологически зависит от Троичного Божества. "Что становится по Духу - κατα πνευμα - ... это совершенно" - τέλειον εστιν 27. Кто родился от Духа, тот "запечатлел образ совершенства - εικων τελειότητος - на лице и в членах" 28. "Совершенные христиане" удостаиваются "достичь степени совершенства", то есть стать "богами... по благодати" - θεωι κατα χάριν (17, 1).

Для совершенствования, для благодатного возрастания личности нет предела. Граница личности есть безграничность, бесконечность, вечность, Бог. "Будьте совершенны - τελειοι, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5:48). Этими словами, по толкованию преподобного Макария, Господь призывает Своих последователей, чтобы они старались достичь "абсолютной чистоты" 29. Эти же слова свидетельствуют о том, что возможно "достичь совершенства и полного освобождения от страстей" (10, 4), полной чистоты сердца и очищенным оком обоженного сердца созерцать Бога. При участии "совершенного и божественного Духа" достигается "совершенное очищение от грехов и освобождение от безаконных страстей, что составляет вершину добродетели". "Очищенное и освященное сердце" созерцает Божество и реально переживает истину слов Христа: "Блажены чистии сердцем, яко тии Бога узрят" 30.