«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Гордыня порождает честолюбие, которым был прельщен Адам. Захотел стать богом и не стал, а навел на весь человеческий род беду, проклятие и смерть[38].

Честолюбие порождает сластолюбие[39], которым Адам пал и был изгнан из рая.

Сластолюбие порождает невоздержанность и чревоугодие, распаляющее тело удовольствиями.

Чревоугодие порождает различные формы блуда.

Блуд порождает небрежность, невоздержанность и зависть.

Зависть порождает гнев, гасящий сердечное тепло и губящий добродетель.

Гнев порождает злопамятство, остужающее тепло души.

Злопамятство порождает поношение брата своего, мрачное и с ненавистью.

Осуждение порождает беспричинную тоску, съедающую человека, словно ржавчина железо.

Тоска порождает бессмысленную дерзость.

Дерзость порождает тщеславное желание заявлять о своих добродетелях и делает наши труды напрасными.

Тщеславие порождает неумеренное многословие.

Многословие порождает раздоры, ложь, осуждение, клевету, упреки, обиды, легкомыслие, соблазны и праздность.

Праздность порождает лень.

Лень делает пленником уныния.

Уныние порождает мрачную сонливость и дремоту.

Сонливость лишает добродетелей и благодати.

А кто эти греховные страсти победит, тому и все остальные греховные страсти покорятся, которые таковы: боязливость, страх, зависть, ненависть, лицемерие, льстивость, недовольство, неверие, лихоимство, корыстолюбие, привязанности, любовь к вещам, малодушие, раздражительность, самомнение, властолюбие, человекоугодие, наглость, насмешничество. Окончательная же погибель, яма, из которой не вылезешь, – отчаяние. Им человек сам себя убивает, не зная о человеколюбии и милости Бога, пришедшего спасти грешников. И о том, что нет такого греха на земле, которому не было бы прощения.

А из этих страстей одиннадцать – всех грехов причина, всем пакостям пакость и начало всего злого. 1. Если человек себялюбив; 2. Если одержим безжалостностью; 3. Если охвачен сребролюбием; 4. Если имеет гордыню; 5. Если человек считает, что в состоянии достичь праведности своими силами, и превозносится, и тщеславится; 6. Если человек злопамятен; 7. Если гневается на кого-либо; 8. Если осуждает согрешающего; 9. Или еще если весь мир упрекает, осуждает в неких безобразных делах; 10. Если не оставляет необузданного блуда; 11. Конец же всем грехам – отчаяние.

А если кто не остережется всех этих грехов и не отринет их, то вся его праведность будет несовершенной, даже если будет делать все доброе. И тот, кто имеет хотя бы одну страсть из этих одиннадцати, не преуспеет ни в чем, если даже будет бороться со страстями или совершать что-нибудь другое великое, или кровь свою за Христа прольет, – ничего Бог не примет.[40]

Снова говорю, что себялюбие, чревоугодие и пьянство, безжалостность и сребролюбие – царица, повелевающая всеми греховными страстями. Ярость – стрела сатанинская, гнев – цепь дьявольская. А злопамятство – сеть и паутина бесовские. А сердитый, гневливый и злопамятный человек и себе во зло, и всем во вред. Ибо сердитый человек – палаты бесовские, а гневливый и злопамятный – дом сатаны. И все они – жилище злобных духов. И пленники, связанные своими грехами.