Землю с водою смешать, человеческий голос и разум
внутрь заложить
Символизм огня, воды н земли
(4) Природу стоики определяют как «творческий огонь, последовательно идущий путем порождения».362 В Писании, соответственно, Бог и его Логос аллегорически названы «огонь и свет».363
(5) И Гомер в мифе о разводе Тифии и Океана не представил ли отделение воды от земли и образование суши? Он говорит364:
Долго любезные сердцу, объятий и брачного ложа,
долго чуждаются боги...
О богословии поэтов и философов
(6) Пойдем далее. Наиболее разумные из эллинов приписывали Богу провиденциальную силу. Например, Эпихарм (а он был пифагорейцем) говорит365:
От Бога ничего не утаить, должно тебе это знать.
Он надзирает за нами и нет для него невозможного.
(101, 1) Или лирический поэт366:
Бог может из непроглядной тьмы ночи
извлечь ничем не запятнанный свет,
а из темной туманной мглы – чистое сияние дня, –
Тем самым он говорит, что только Бог может сотворить ночь среди бела дня. (2) Арат же в поэме О Явлениях выразился так367:
Скажем сначала о Зевсе.
Пусть же ни один смертный не дерзнет оставить
его имя неупомянутым. Все полно Зевса, все улицы,
все места народных собраний, глубины моря,
гавани, все свидетельствует о нем.
(3) Далее он добавляет (имея в виду творение):
Ибо и мы его дети –
того, кто милостив к людям.
Он дает знаки начала всему.
Он зовет людей к их делам, поместив звезды на небе
и расположив созвездия. Он увенчал год
этими звездами, и они предназначены знаменовать
людям их сезонный труд,
чтобы все произрастало по порядку.
Поэтому мы всегда взываем к нему.
Начиная всякое дело или его завершая, мы говорим:
Слава тебе Отец, великий и чудесный, всем защита.