все места народных собраний, глубины моря,
гавани, все свидетельствует о нем.
(3) Далее он добавляет (имея в виду творение):
Ибо и мы его дети –
того, кто милостив к людям.
Он дает знаки начала всему.
Он зовет людей к их делам, поместив звезды на небе
и расположив созвездия. Он увенчал год
этими звездами, и они предназначены знаменовать
людям их сезонный труд,
чтобы все произрастало по порядку.
Поэтому мы всегда взываем к нему.
Начиная всякое дело или его завершая, мы говорим:
Слава тебе Отец, великий и чудесный, всем защита.
(4) И еще до него Гомер, описывая щит, скованный Гефестом, в полном согласии с Моисеем, сказал368:
Там представил он землю, представил и небо и море (...)
Все прекрасные звезды, какими венчается небо.
Действительно, воспеваемый поэтами и авторами прозаических сочинений Зевс возносит наш разум к Богу.
(102, 1) Демокрит представляет это так: «В самом деле, мало на свете людей, которые возносят свои руки к тому, что эллины ныне называют воздухом, и говорят: все Зевс обсуждает369 и все знает, и дает, и отнимает, и царит надо всем».
(2) Пиндар же Беотиец в иносказательной форме – ведь он был пифагорейцем – говорит370:
Один род людей и богов,
и от одной матери получили они жизнь, –
то есть из «материи». Он же говорит, что существует только один «отец-художник»371, который, в меру наших способностей, ведет нас к богоподобному состоянию. (3) Но я забыл о Платоне. Ведь и он в своем письме к Эрасту и Кориску, основываясь на еврейском Писании, таким образом говорит об Отце и Сыне: (4) «Вы по справедливости должны принести клятву со всей серьезностью, но не с такой серьезностью, которая неприятна, а с родственной ей шуткой, клянясь именем Бога, владыки всего сущего, и именем могущественного Родителя этого владыки и виновника существующего, которого, если мы подлинные философы, мы должны знать».372 (5) Бог называется отцом также и в Тимее: «Боги богов! Я ваш демиург и отец всему созданному».373
Платон о «Святой Троице»
(103, 1) Когда же он говорит, что «все тяготеет к царю всего, и все совершается ради него, и он – причина всего прекрасного. Ко второму же – тяготеет второе, а к третьему – третье», то за это следует понимать как указание на Святую Троицу. Третий в ней – Святой Дух, второй – Сын, через которого все возникло по воле Отца.374
Небесное путешествие души