«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Для внутриутробного развития плода, человеческой природе необходимо пройти множество стадий развития: от зачатия до рождения. Зачатие же Господа от девственных кровей Богородицы было превыше этих естественных для человеческой природы последовательных стадий. Поскольку, как говорят многие богословствующие Отцы, всё совершилось сразу. Одновременно и ипостасное соединение и восприятие (плоти), и состав, и зачатие, и формирование, и обожение. Посему Иоанн Дамаскин произносит следующее утверждение: «Одновременно (с тем, как образовалась) плоть, она (была уже) плотью Бога Слова» (Точное изложение православной веры, Книга 3, Глава 2 (46) О том, как зачался Бог Слово и о божественном Его воплощении).

И Софроний Иерусалимский, восхваляя праздник сей, говорит следующее: «Ибо одновременно (с тем, как образовалась) плоть одушевлённая и разумная, она (была уже) плотью Бога Слова. Потому что в Нём она (плоть Его) приобрела ипостась (то есть бытие) и до сочетания с Ним она не существовала. Она никогда не была прежде плотью кого-нибудь другого от подобных нам людей и после соединилась бы Богу Слову. Но плоть одушевлённая и разумная в Нём обрела своё существование, стала одновременно плотью Бога Слова одушевлённой и разумной, взятая от девственных и пречистых кровей Пречистой Девы» (Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы).

Так Василий Великий, изъясняя евангельское изречение: Ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго (Мф. 1:20), сказал следующее: «Из этого ясно следует, что тело Господа произошло не по общему естественному закону плоти. В самом деле, Носимый во чреве мгновенно достиг совершенного состояния плоти, не проходя постепенного развития во времени. Об этом говорят сами [Евангельские] слова, ибо сказано не «зачатое» (то есть ещё не сформированное), но «родившееся» (то есть полностью развитое и сформированное)» (Гомилия на Святое Рождество Христово). То же самое повторяет и Иоанн Дамаскин: «При этом человеческий образ не через постепенные приращения составлялся, но сразу совершился» (Точное изложение православной веры, Книга 3, Глава 2 (46) О том, как зачался Бог Слово и о божественном Его воплощении).

Так возникает некое противоречие и недоумение между Василием Великим и блаженным Феофилактом. Поскольку Феофилакт, изъясняя слово архангела Гавриила к Деве «Посему и рождаемое тобой Святое» (Лк. 1:35), говорит следующее: «То есть растущее в утробе твоей постепенно, а не вдруг явившееся в совершенном виде» (Толкование на Евангелие от Луки).

Также Златоречивый Иоанн говорит то же самое следующими словами: «И делается человеком. Как делается? Зачинается в утробе, растет мало помалу и проходит путь моего возрастания. Кто возрастает? Домостроительствующий, а не самое Божество, образ раба, а не лицо Господа, моя плоть, а не Его сущность; Он возрастает мало помалу и общается с людьми.» (Беседа когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен).

Но противоречие это разрешается, как я полагаю, если представим, что хотя все органы тела Богоипостасного младенца были сформированы сразу в утробе Девы, как и говорит Василий Великий, но не сразу эти сформированные органы выросли и стали совершенны, как у девятимесячного младенца. Ведь если б это было так, тогда тотчас бы округлился и живот Девы, и, соответственно, сразу бы родился младенец. А это вещь непристойная. Итак, понемногу возрастали уже сформированные органы младенца, до тех пор, пока младенец не достиг девяти месяцев и родился, как говорит блаженный Феофилакт и другие.