«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Волхва древле Валаама словесы ученики, мудрыя звездоблюстители, радости исполнил еси, звезда от Иакова, возсияв, Владыко, языков начаток вводимый: приял же еси яве, дары Тебе приятныя приносяще.

Толкование

В 22 главе книги Чисел рассказывается о том, как Валак, царь Моавитский пригласил из Месопотамии волхва Валаама, чтобы тот проклял народ Израильский. Но вместо того, чтобы проклясть, Валаам благословил этот народ и, помимо своей собственной воли, произнёс следующее пророчество о Христе: Воссияет звезда от Иакова, и восстанет человек от Израиля и погубит князи Моавитские, и пленит вся сыны Сифовы (Числ. 24, 17). Итак, волхвы, по словам Оригена, Василия Великого и Иоанна Златоуста, воспринявши из отеческого своего предания это пророчество Валаама, пришли в Вифлеем и поклонились Христу.

А потому священный песнотворец, упоминая эту историю в данном тропаре, говорит следующее: «О, Владыка Христе, Ты воссиял как новая и яркая звезда от рода Иакова, и этим исполнил великой радостью мудрых волхвов, учеников и последователей словес волхва Валаама (вышеуказанного о Христе пророчества)». Ибо сказано: Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою (Мф. 2, 10). Персидский же народ были волхвами, усердно наблюдая за звёздами и изучая их. Как сказал Василий Великий: «Народ Персидский были магами, искусными в предсказаниях, заклинаниях и неких природных противоядиях. Кроме того они занимались наблюдениями за небесными явлениями» (Слово на Рождество Христово). А блаженный Феодорит говорит, что магами у Персов назывались те, кто обоготворял стихии. (Церковная История, 5 том, 39 глава).

Продолжая, песнотворец говорит: «Итак, Ты, Христе, дал радость этим волхвам, поскольку они пришли к Тебе как начаток (то есть как первое и лучшее) от всех языческих народов».

Как у народов есть обычай, когда вступают в союз с неким царством, посылать двух, трёх или более человек в качестве залога и поручительства для подтверждения дружбы и верности всего своего народа к тому царству. Так и мудрые волхвы пришли ко Христу как залог и поручительство и явили ту верность, которую покажут все народы своей верой во Христа. И как благочестивые и боголюбивые люди имеют обычай приносить и посвящать Богу первые плоды со своего виноградника или со своих полей, или первое своё вино или муку, так и все народы, которым надлежало уверовать во Христа, успели послать ко Христу божественных волхвов, как начаток и первое из всего, показывая тем самым, что и сами они уверуют в того самого Христа.

Далее песнотворец говорит: «Ты, Христе, принял волхвов, принёсших Тебе дары приятные и благоугодные». А именно золото, ладан и смирну. Подарив золото, они явили, что Ты Царь, ибо царям воздаётся золото. Подарив ладан, они явили, что Ты Бог, ибо Богу люди приносят ладан. Подарив смирну, они явили, что Тебе надлежит стать смертным как человек, ибо мёртвым приносится смирна и их ею помазывают.

Песнь 6

Тропарь 1

Прииде, воплощся, Христос Бог наш из чрева, Егоже Отец прежде денницы раждает; правления же держа пречистых сил, в яслех скотиях возлежит и пеленами повивается, разрешает же многоплетенныя пленицы прегрешений.

Толкование

Начало для данного тропаря заимствует священный песнотворец из 109 псалма, в котором от лица Бога Отца говорится к Сыну: Из чрева прежде денницы родих тя (Пс. 109, 3). Если следовать наиболее точным толкованиям, в том числе и творца данного канона песнописца Космы, в этом изречении подразумевается предвечное Рождение Бога Сына от Бога Отца. Поскольку Господь в Евангелии, говоря о Своём божественном Рождестве, обращается к словам именно 109 псалма: Рече Господь Господеви моему: седи одесную мене (Пс. 109, 1). Итак, песнотворец говорит: «Единородный Сын и Бог, Которого безначальный Отец рождает бесстрастно и прежде веков из чрева Своего, в последние времена пришёл и воплотился от Девы».

Слово чрево, по словам Феодорита, имеет символическое значение и образно относится к Отцу, ибо Бог бестелесен и невещественнен, чрева или иных органов телесных и человекоподобных Он не имеет, это исключено!

А по словам Иоанна Златоуста, слово чрево указывает на подлинность Рождества, то есть что Сын родился от одной и той же сущности Отца. Севир считает, что чрево указывает на единосущность, а по мнению Феодорита, оно указывает на тождество сущности. Ибо как у людей родные их дети рождаются из их же тела и имеют одно и тоже с их родителями естество, так и Ты, Единородный Сыне мой, родился от меня, Отца Твоего Единосущного, и показываешь в Себе Самом мою сущность неизменной.