KLHMENTOS

Муж-старик – горе жене молодой.78

(6) Анакреонт же сочинил:

Изменчивого Эрота пою,

увенчанного пышною гирляндой,

сильнейшего из всех богов,

властителя над смертными.79

(7) И Еврипид:

Не только лишь мужей и жен

могучий поражает Эрот.

Он и богов всевышних

смущает души, и морей глубины.80

(15, 1) Но чтобы не длить далее это наше рассуждение, в котором мы показываем плагиат греков, приводя их собственные слова и мнения, вспомним свидетельство софиста Гиппаса Элейского, который так писал о нашем предмете: (2) «Одно из этого, пожалуй, сказано уже у Орфея, другое – у Мусея, третье – у Гомера, четвертое – у Гесиода, хотя вкратце и вразброс, а также у других поэтов и прозаиков, эллинских и варварских. Я же все это сведу вместе, соединяя наиболее важное и подобное друг с другом. И это придаст нашему произведению новизну и разнообразие».81

Заимствования философов, риторов и историков

(16, 1) То же, что от заимствований не свободна философия, история и даже риторика, показывают следующие примеры.

(2) Подобно Алкмеону из Кротона, который сказал:

Врага остеречься легче, чем друга82, –

(3) Софокл сочинил в Антигоне:

Есть ли на свете язва злее, чем неверный друг?83

(4) А Ксенофонт пишет: «Можно ли навредить врагу более, чем представившись другом?»84

(5) Еврипид в Телефе пишет:

Станем ли мы, эллины, рабами варвара?85

(6) Фразимах же в речи к Ларисианам говорит: «Что же? Мы станем рабами Архелая? Греки – рабами варвара?»86

(17, 1) Орфей сочинил:

Смерть душе – вода, но водам она возмещенье,

а из воды – земля, из земли же вода вновь родится,

а из воды – душа, что весь эфир обегает.87

(2) Гераклит же из этих строк составил такое высказывание: «Душам смерть – воды рожденье, воде смерть – земли рожденье, из земли вода рождается, а из воды – душа».88

(3) Атамант пифагореец сказал: «Нерожденных начал и корней всего – четыре: огонь, вода, воздух, земля. Из них произошло все остальное.»89 (4) А Эмпедокл из Акраганта сочинил:

Услышь сначала, что есть четыре корня всего:

огонь, вода, земля и беспредельный, ввысь устремленный эфир.

Из них – все, что было, что есть и что будет.90

(4) Платон сказал: «Боги, зная людей, тех скорее забирают из жизни, кого ценят более.»91 (6) Согласно же Менандру:

Богов любимец умирает юным.92

(18, 1) Еврипид в Эномее написал: